Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Татьяна Ивановна Беляева

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

 

       Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению к школе. Психологи утверждают, что родной язык можно считать ведущим предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты.

       Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Процесс овладения речью у дошкольников тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью высказывать свои мысли, выражать чувства.

       В последние годы, как показывает практика, наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей, что сказывается на их развитии, это подтверждено медицинскими данными. Педагогические технологии начинают отставать от насущных проблем речевого развития современного дошкольника. Поэтому, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не ориентироваться только на возрастную норму речевого развития.

Еще одним препятствием для нормального речевого развития детей является раннее обучение грамоте детей среднего возраста. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию связной устной речи.

         Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

            Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.

             К.Д.Ушинский писал:

              «… не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ. Целый том разнообразнейших словесных толкований.»

             Ознакомление с художественной литературой и развитие речи я провожу по трем направлениям: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; освоение средств литературно – речевой деятельности, куда входит развитие связной речи. Детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, пересказу прочитанного и сочинению собственной сказки. В этот же раздел входит заучивание и выразительное чтение стихотворений. Продолжаются занятия в подготовительной группе по драматизации произведений детской художественной литературе. Развиваем у детей возможность самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности, то в подготовительной группе эта работа осуществляется и индивидуально.

              Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям. Поэтому, начинаем с рисунка, постепенно ведя детей к построению модели рассказа, заучиванию стихотворения, составлению сказки. Такой метод моделирования детям очень нравится, так как они быстро могут пересказать текст произведения. Эффективность и результативность работы по развитию речи достигается тогда, когда работа по развитию связной речи проводится в системе, охватывает все стороны развития речи: словарный состав, грамматический строй, связную речь.

        Подготовка к обучению грамоте рассматривается не как отдельная, самостоятельная методика. Это составная часть системы развития речи, определенный этап речевого развития.