особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

Пауль Лариса Викторовна

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

 Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими образа действий Поэтому не менее важной ее предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, т.е. такими способамы, которые обеспечивают решение практических или познавательных заданий..

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования.  Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ действий.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний.  Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Решая подобные, но не тождественные задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых переносять содержимое образа в новые условия.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его  решенй. Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящяя на основе образца действий, без сопоставления выполнения ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно. Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием его развития является специальные методы обучения приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы)

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях.  Основным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание обучения и  соответствующие ему методы и формы.  Поэтому объектом усвоения в дошкольном учреждении должны быть не только знания и умения, но и способы и средства их получения.  Усвоение детьми способов действий, направленных на познания предметов окружающей действительности, зависит от предложенных педагогом путей.  В одних случаях познавательные задачи ставятся изолированно от практических, в других - отдельно предлагаются практические задачи. Возможно также сочетание практических и познавательных задач.

Дети дошкольного возраста, как показывают исследования, плохо воспринимают поданные им непосредственно задачи на усвоение общего способа действий (научиться измерять, считать). Обосновывая необходимость освоения новых способов действий, раскрывая их смысл, нужно познавательные задачи сочетать с практическими. Дети легче выделяют и осознают их, если они являются условием достижения понятных им практических целей.  С усвоением новых способов действий можно приблизить эти задачи так, чтобы способ действия был и средством достижения практической цели.  На этой основе у детей возникает интерес к познанию неизвестного, решения не связанные с практическими целями, заданием.

Эффективнее усваиваются общие способы действий в проблемно-практических или проблемно-игровых ситуациях, в которых практические (игровые) задачи выступает как мыслительные, перспективноые. В проблемно-практической ситуации  задания предлагают так, чтобы их невозможно было решить без усвоения соответствующих способов действий. После этого детям подробно объясняют и раскрывают все операции способа, который они должны усвоить и применить при решении однотипных задач.  

Существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отражены в период дошкольного детства в форме представлений.  Способ их поиска часто приобретает символическую, знаковую форму.  В связи с этим особенную роль играют наглядные модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используются как средства обобщенного познания действительности.  Поэтому выполнение детьми особых действий, которые моделируют в предметной или знаковой форме некоторые простые и общие отношения реальных объектов, - одна из важнейших условий полноценного усвоения ими обобщенных знаний.

Общим методом опосредованного изучения объектов и их свойств является моделирование, которое помогает детям понять и усвоить отношение равенства и неравенства.  В дошкольном учреждении эти отношения моделируются  с помощью разнообразных предметов: кружочков, квадратиков, фишек и т.д.  Поскольку моделью отношений дети обычно овладевают без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокупность предметов.  Учитывая это, воспитатель должен подвести ребенка к пониманию того, что она моделирует, и для чего нужна эта деятельность.  Важно, например, помочь ребенку понять, что совокупность зеленых и желтых кружочков выражает отношение реальных предметов по величине.  В дошкольном учреждении детей специально учат, что через кружочки и фишки можно моделировать равенство или неравенство любых  объектов. Во время учебы построения модели общий способ будет восприниматься при условии, что задача для его усвоения связана с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию  будет иметься в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуациях.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заменители моделируют отношения неравенства и равенства между двумя группами каких-либо реальных предметов. После этого можно переходить к установке  этих отношений.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической готовности к обучению. У ребенка развивается самостоятельность, разнообразная познавательная деятельность.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные компоненты обучаемости - обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение его практической и словесно-логической сторон). Это, в особенности мыслительная деятельность детей, обусловливает темп их развития в процессе обучения.

В результате использования педагогически и психологически не мотивированной методики, основанной на идее детского творчества, свободного выбора способов действий, возникает явление не-обучаемости.

Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит постепенно, на основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл. ) Признаками первого уровня являются производительность и  целеустремленность всех процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе, способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных навыков дети могут решать доступные им практические и мыслительные задачи. Второй уровень характеризуют неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью. Признаки третьего уровня свидетельствуют о начале формирования учебной деятельности.

Таблица

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

І

П

Ш

1 Слушают указания

2Руководствуются ими в работе

3 В случае непонимания задают вопрос

4Правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают свою работу

6 Достигают нужных результатов

1 Слушают указания, условно придерживаются их в работе

2Самоконтроль неустойчивый, осуществляется через работу других детей

3 Во время работы склонны к подражанию другим детям

4 Результаты условные

1 Слушают указания, но будто не слышат

2 Не руководствуются услышанными указаниями в работе

3 Нечувствительные к оценке

4 Результаты не достигают

Эти показатели безотносительные в возрастных параметров, они отражают развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из которых характеризуется усложнением познавательного содержания, повышением требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста, их умственная деятельность еще не вполне осознана, ибо знание, умения и навыки они усваивают, однако у них еще не сформирована  потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на занятиях, ставить перед ними познавательные задачи. Однако эти задачи еще непосредственно связана с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В этом возрасте обучение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной деятельности, способности к умственным и волевым усилиям. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников проявляются в безразличии к простым играм и игрушкам, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу, повышении любознательности, требовательности к себе и к  другим.

Учебная деятельность  старших дошкольников часто выделяется из других ее видов. Они начинают целенаправленно усваивать определенные знания, умения и навыки, приобретают способность решать разнообразные и познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и может сформироваться до завершения дошкольного детства.

В целом полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе и обучение в ней.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

В процессе совместной деятельности, других видов взаимодействия люди обмениваются познавательной, оценочной информацией (мыслями, чувствами, впечатлениями), что позволяет им согласованно планировать, реализовывать, контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного человека для другого. Такая деятельность имеет чрезвычайно важное значение для ребенка, который начинает открывать для себя сложный и  разнообразный мир, ему приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для чего не хватает личных возможностей, что побуждает его все время апеллировать к взрослым и ровесникам.

Особенности общения ребенка со взрослыми

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые), признании и поддержке (личностные)

Познавательные мотивы общения порожденные потребностью в новых впечатлениях, что побуждает его обращаться с вопросами к взрослым.

 Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

 Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.  В отличие от познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения ребенком отдаленных, конечных мотивов, личностные мотивы  окончательно удовлетворяются в общении. Общение ребенка со взрослыми является одним из решающих факторов ее .  Он не может жить и развиваться вне практичным и речевым общением со взрослым. Первые его специфически человеческие предметные действия возникают в совместных действиях с взрослым.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей, способствует их эмоциональному привлечению к исследованию окружающего мира. Положительный опыт взаимоотношений со взрослыми повышает интерес  детей к окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость в решении задач.

 Для дошкольника взрослый особенно авторитетен, имеет решающее воздействие на его психическое развитие. Среди значимых взрослых близким человеком дошкольника является мама. С ней он чаще общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается. Свои капризы как своеобразный способ установления контактов с взрослыми дети чаще адресуют матерям и бабушкам. Следующим по значимости для малыша является воспитатель дошкольного учреждения который общается с ним.  По данным исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений предпочитают  общение с мамой, 13% - с воспитателем, 10% -с отцом.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

 

 Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

 Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими образа действий Поэтому не менее важной ее предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, т.е. такими способамы, которые обеспечивают решение практических или познавательных заданий..

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования.  Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ действий.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний.  Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Решая подобные, но не тождественные задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых переносять содержимое образа в новые условия.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его  решенй. Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящяя на основе образца действий, без сопоставления выполнения ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно. Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием его развития является специальные методы обучения приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы)

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях.  Основным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание обучения и  соответствующие ему методы и формы.  Поэтому объектом усвоения в дошкольном учреждении должны быть не только знания и умения, но и способы и средства их получения.  Усвоение детьми способов действий, направленных на познания предметов окружающей действительности, зависит от предложенных педагогом путей.  В одних случаях познавательные задачи ставятся изолированно от практических, в других - отдельно предлагаются практические задачи. Возможно также сочетание практических и познавательных задач.

Дети дошкольного возраста, как показывают исследования, плохо воспринимают поданные им непосредственно задачи на усвоение общего способа действий (научиться измерять, считать). Обосновывая необходимость освоения новых способов действий, раскрывая их смысл, нужно познавательные задачи сочетать с практическими. Дети легче выделяют и осознают их, если они являются условием достижения понятных им практических целей.  С усвоением новых способов действий можно приблизить эти задачи так, чтобы способ действия был и средством достижения практической цели.  На этой основе у детей возникает интерес к познанию неизвестного, решения не связанные с практическими целями, заданием.

Эффективнее усваиваются общие способы действий в проблемно-практических или проблемно-игровых ситуациях, в которых практические (игровые) задачи выступает как мыслительные, перспективноые. В проблемно-практической ситуации  задания предлагают так, чтобы их невозможно было решить без усвоения соответствующих способов действий. После этого детям подробно объясняют и раскрывают все операции способа, который они должны усвоить и применить при решении однотипных задач.  

Существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отражены в период дошкольного детства в форме представлений.  Способ их поиска часто приобретает символическую, знаковую форму.  В связи с этим особенную роль играют наглядные модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используются как средства обобщенного познания действительности.  Поэтому выполнение детьми особых действий, которые моделируют в предметной или знаковой форме некоторые простые и общие отношения реальных объектов, - одна из важнейших условий полноценного усвоения ими обобщенных знаний.

Общим методом опосредованного изучения объектов и их свойств является моделирование, которое помогает детям понять и усвоить отношение равенства и неравенства.  В дошкольном учреждении эти отношения моделируются  с помощью разнообразных предметов: кружочков, квадратиков, фишек и т.д.  Поскольку моделью отношений дети обычно овладевают без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокупность предметов.  Учитывая это, воспитатель должен подвести ребенка к пониманию того, что она моделирует, и для чего нужна эта деятельность.  Важно, например, помочь ребенку понять, что совокупность зеленых и желтых кружочков выражает отношение реальных предметов по величине.  В дошкольном учреждении детей специально учат, что через кружочки и фишки можно моделировать равенство или неравенство любых  объектов. Во время учебы построения модели общий способ будет восприниматься при условии, что задача для его усвоения связана с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию  будет иметься в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуациях.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заменители моделируют отношения неравенства и равенства между двумя группами каких-либо реальных предметов. После этого можно переходить к установке  этих отношений.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической готовности к обучению. У ребенка развивается самостоятельность, разнообразная познавательная деятельность.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные компоненты обучаемости - обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение его практической и словесно-логической сторон). Это, в особенности мыслительная деятельность детей, обусловливает темп их развития в процессе обучения.

В результате использования педагогически и психологически не мотивированной методики, основанной на идее детского творчества, свободного выбора способов действий, возникает явление не-обучаемости.

Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит постепенно, на основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл. ) Признаками первого уровня являются производительность и  целеустремленность всех процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе, способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных навыков дети могут решать доступные им практические и мыслительные задачи. Второй уровень характеризуют неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью. Признаки третьего уровня свидетельствуют о начале формирования учебной деятельности.

Таблица

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

І

П

Ш

1 Слушают указания

2Руководствуются ими в работе

3 В случае непонимания задают вопрос

4Правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают свою работу

6 Достигают нужных результатов

1 Слушают указания, условно придерживаются их в работе

2Самоконтроль неустойчивый, осуществляется через работу других детей

3 Во время работы склонны к подражанию другим детям

4 Результаты условные

1 Слушают указания, но будто не слышат

2 Не руководствуются услышанными указаниями в работе

3 Нечувствительные к оценке

4 Результаты не достигают

Эти показатели безотносительные в возрастных параметров, они отражают развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из которых характеризуется усложнением познавательного содержания, повышением требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста, их умственная деятельность еще не вполне осознана, ибо знание, умения и навыки они усваивают, однако у них еще не сформирована  потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на занятиях, ставить перед ними познавательные задачи. Однако эти задачи еще непосредственно связана с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В этом возрасте обучение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной деятельности, способности к умственным и волевым усилиям. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников проявляются в безразличии к простым играм и игрушкам, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу, повышении любознательности, требовательности к себе и к  другим.

Учебная деятельность  старших дошкольников часто выделяется из других ее видов. Они начинают целенаправленно усваивать определенные знания, умения и навыки, приобретают способность решать разнообразные и познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и может сформироваться до завершения дошкольного детства.

В целом полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе и обучение в ней.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

В процессе совместной деятельности, других видов взаимодействия люди обмениваются познавательной, оценочной информацией (мыслями, чувствами, впечатлениями), что позволяет им согласованно планировать, реализовывать, контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного человека для другого. Такая деятельность имеет чрезвычайно важное значение для ребенка, который начинает открывать для себя сложный и  разнообразный мир, ему приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для чего не хватает личных возможностей, что побуждает его все время апеллировать к взрослым и ровесникам.

Особенности общения ребенка со взрослыми

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые), признании и поддержке (личностные)

Познавательные мотивы общения порожденные потребностью в новых впечатлениях, что побуждает его обращаться с вопросами к взрослым.

 Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

 Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.  В отличие от познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения ребенком отдаленных, конечных мотивов, личностные мотивы  окончательно удовлетворяются в общении. Общение ребенка со взрослыми является одним из решающих факторов ее .  Он не может жить и развиваться вне практичным и речевым общением со взрослым. Первые его специфически человеческие предметные действия возникают в совместных действиях с взрослым.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей, способствует их эмоциональному привлечению к исследованию окружающего мира. Положительный опыт взаимоотношений со взрослыми повышает интерес  детей к окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость в решении задач.

 Для дошкольника взрослый особенно авторитетен, имеет решающее воздействие на его психическое развитие. Среди значимых взрослых близким человеком дошкольника является мама. С ней он чаще общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается. Свои капризы как своеобразный способ установления контактов с взрослыми дети чаще адресуют матерям и бабушкам. Следующим по значимости для малыша является воспитатель дошкольного учреждения который общается с ним.  По данным исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений предпочитают  общение с мамой, 13% - с воспитателем, 10% -с отцом.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.

 

 Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

 Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими образа действий Поэтому не менее важной ее предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, т.е. такими способамы, которые обеспечивают решение практических или познавательных заданий..

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования.  Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ действий.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний.  Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Решая подобные, но не тождественные задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых переносять содержимое образа в новые условия.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его  решенй. Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящяя на основе образца действий, без сопоставления выполнения ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно. Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием его развития является специальные методы обучения приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы)

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях.  Основным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание обучения и  соответствующие ему методы и формы.  Поэтому объектом усвоения в дошкольном учреждении должны быть не только знания и умения, но и способы и средства их получения.  Усвоение детьми способов действий, направленных на познания предметов окружающей действительности, зависит от предложенных педагогом путей.  В одних случаях познавательные задачи ставятся изолированно от практических, в других - отдельно предлагаются практические задачи. Возможно также сочетание практических и познавательных задач.

Дети дошкольного возраста, как показывают исследования, плохо воспринимают поданные им непосредственно задачи на усвоение общего способа действий (научиться измерять, считать). Обосновывая необходимость освоения новых способов действий, раскрывая их смысл, нужно познавательные задачи сочетать с практическими. Дети легче выделяют и осознают их, если они являются условием достижения понятных им практических целей.  С усвоением новых способов действий можно приблизить эти задачи так, чтобы способ действия был и средством достижения практической цели.  На этой основе у детей возникает интерес к познанию неизвестного, решения не связанные с практическими целями, заданием.

Эффективнее усваиваются общие способы действий в проблемно-практических или проблемно-игровых ситуациях, в которых практические (игровые) задачи выступает как мыслительные, перспективноые. В проблемно-практической ситуации  задания предлагают так, чтобы их невозможно было решить без усвоения соответствующих способов действий. После этого детям подробно объясняют и раскрывают все операции способа, который они должны усвоить и применить при решении однотипных задач.  

Существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отражены в период дошкольного детства в форме представлений.  Способ их поиска часто приобретает символическую, знаковую форму.  В связи с этим особенную роль играют наглядные модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используются как средства обобщенного познания действительности.  Поэтому выполнение детьми особых действий, которые моделируют в предметной или знаковой форме некоторые простые и общие отношения реальных объектов, - одна из важнейших условий полноценного усвоения ими обобщенных знаний.

Общим методом опосредованного изучения объектов и их свойств является моделирование, которое помогает детям понять и усвоить отношение равенства и неравенства.  В дошкольном учреждении эти отношения моделируются  с помощью разнообразных предметов: кружочков, квадратиков, фишек и т.д.  Поскольку моделью отношений дети обычно овладевают без подготовки, то они, как правило, воспринимают ее не как модель, а как совокупность предметов.  Учитывая это, воспитатель должен подвести ребенка к пониманию того, что она моделирует, и для чего нужна эта деятельность.  Важно, например, помочь ребенку понять, что совокупность зеленых и желтых кружочков выражает отношение реальных предметов по величине.  В дошкольном учреждении детей специально учат, что через кружочки и фишки можно моделировать равенство или неравенство любых  объектов. Во время учебы построения модели общий способ будет восприниматься при условии, что задача для его усвоения связана с предметной деятельностью, а вся деятельность по моделированию  будет иметься в проблемно-игровой или проблемно-практической ситуациях.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заменители моделируют отношения неравенства и равенства между двумя группами каких-либо реальных предметов. После этого можно переходить к установке  этих отношений.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической готовности к обучению. У ребенка развивается самостоятельность, разнообразная познавательная деятельность.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные компоненты обучаемости - обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение его практической и словесно-логической сторон). Это, в особенности мыслительная деятельность детей, обусловливает темп их развития в процессе обучения.

В результате использования педагогически и психологически не мотивированной методики, основанной на идее детского творчества, свободного выбора способов действий, возникает явление не-обучаемости.

Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит постепенно, на основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл. ) Признаками первого уровня являются производительность и  целеустремленность всех процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе, способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных навыков дети могут решать доступные им практические и мыслительные задачи. Второй уровень характеризуют неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью. Признаки третьего уровня свидетельствуют о начале формирования учебной деятельности.

Таблица

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

І

П

Ш

1 Слушают указания

2Руководствуются ими в работе

3 В случае непонимания задают вопрос

4Правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают свою работу

6 Достигают нужных результатов

1 Слушают указания, условно придерживаются их в работе

2Самоконтроль неустойчивый, осуществляется через работу других детей

3 Во время работы склонны к подражанию другим детям

4 Результаты условные

1 Слушают указания, но будто не слышат

2 Не руководствуются услышанными указаниями в работе

3 Нечувствительные к оценке

4 Результаты не достигают

Эти показатели безотносительные в возрастных параметров, они отражают развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из которых характеризуется усложнением познавательного содержания, повышением требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста, их умственная деятельность еще не вполне осознана, ибо знание, умения и навыки они усваивают, однако у них еще не сформирована  потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на занятиях, ставить перед ними познавательные задачи. Однако эти задачи еще непосредственно связана с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В этом возрасте обучение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной деятельности, способности к умственным и волевым усилиям. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников проявляются в безразличии к простым играм и игрушкам, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу, повышении любознательности, требовательности к себе и к  другим.

Учебная деятельность  старших дошкольников часто выделяется из других ее видов. Они начинают целенаправленно усваивать определенные знания, умения и навыки, приобретают способность решать разнообразные и познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и может сформироваться до завершения дошкольного детства.

В целом полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе и обучение в ней.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

В процессе совместной деятельности, других видов взаимодействия люди обмениваются познавательной, оценочной информацией (мыслями, чувствами, впечатлениями), что позволяет им согласованно планировать, реализовывать, контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного человека для другого. Такая деятельность имеет чрезвычайно важное значение для ребенка, который начинает открывать для себя сложный и  разнообразный мир, ему приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для чего не хватает личных возможностей, что побуждает его все время апеллировать к взрослым и ровесникам.

Особенности общения ребенка со взрослыми

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые), признании и поддержке (личностные)

Познавательные мотивы общения порожденные потребностью в новых впечатлениях, что побуждает его обращаться с вопросами к взрослым.

 Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

 Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.  В отличие от познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения ребенком отдаленных, конечных мотивов, личностные мотивы  окончательно удовлетворяются в общении. Общение ребенка со взрослыми является одним из решающих факторов ее .  Он не может жить и развиваться вне практичным и речевым общением со взрослым. Первые его специфически человеческие предметные действия возникают в совместных действиях с взрослым.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей, способствует их эмоциональному привлечению к исследованию окружающего мира. Положительный опыт взаимоотношений со взрослыми повышает интерес  детей к окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость в решении задач.

 Для дошкольника взрослый особенно авторитетен, имеет решающее воздействие на его психическое развитие. Среди значимых взрослых близким человеком дошкольника является мама. С ней он чаще общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается. Свои капризы как своеобразный способ установления контактов с взрослыми дети чаще адресуют матерям и бабушкам. Следующим по значимости для малыша является воспитатель дошкольного учреждения который общается с ним.  По данным исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений предпочитают  общение с мамой, 13% - с воспитателем, 10% -с отцом.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.