Использование наглядного материала как эффективного способа обучения детей пересказу

Использование наглядного материала как эффективного способа обучения  детей пересказу

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ

Одним из приоритетных направлений речевого развития в соответствии с ФГОС ДО, является развитие связной речи детей. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети не умеют пересказывать тексты, не видят последовательности событий и плохо выделяют смысловые части текста.

Проанализировав методическую литературу, я пришла к выводу о том, что многие педагоги такие как: Гербова В.В, Ушакова О. С., А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струмина, сходятся во мнении, что начинать обучение пересказу нужно в старшем дошкольном возрасте. Для того чтобы избежать этой проблемы я начала подготовительную работу с воспитанниками младшего возраста, так как у детей в возрасте 3-4 лет запоминание носит, в основном непроизвольный характер. Для достижения успешных результатов, я перед собой поставила следующую цель: создание условий для развития навыков пересказа с помощью наглядного материала.

Исходя из психологических особенностей каждого возраста ребенка, я применяю разные виды наглядности, от простого к сложному.

Одной из главных задач работы воспитателя в младшей группе, является задача научить ребенка слушать текст от начала до конца. Для того, чтобы привлечь внимание детей к сюжету произведения, использую различные предметы, игрушки, иллюстрации. Все эти средства помогают запомнить какой-либо эпизод из произведения, главных героев и события, которые с ним связаны.  Для того, чтобы дети почувствовали настроение героев, их поступки, я использую различные виды театра и драматизацию, в ходе занятия обыгрываем прочитанный текст или фрагмент произведения. Например, можно представить, как дед тянул репку, какие звери встретились на пути колобка  и т. д.

Во время режимных моментов, для лучшего запоминания текста, рассматриваем иллюстрации к произведениям, отгадываем загадки о героях сказок.

В средней группе я использовала не только иллюстрации для пересказа, но и серии сюжетных картин, которые помогают последовательно пересказать сюжет, для того чтобы научить детей самостоятельно пересказывать хорошо знакомые произведения, а потом и новые. Особую роль уделяла последовательности развития сюжета и диалогам героев.

Так же эффективным средством для развития навыков пересказа являются картины-панно на магнитной доске. Это красочно иллюстрированное панно, на котором в линейный ряд изображаются основные детали обстановки, в соответствии с последовательностью фрагментов текста. Этот вид работы способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, творчества, умения согласовывать между собой смысловые части текста. Картины панно могут использоваться и при моделировании графических схем. Рисунок-схема помогает создать модель предмета или явления и их свойства.

Кроме этого, в ходе работы над пересказом, мною созданы картотеки серий сюжетных картин по сказкам, картотеки игр-драматизаций, видеотеки, рисунки- схемы по сказкам. Родителями изготовлены книжки с нарисованными иллюстрациями по сказкам, различные виды театра (настольный, пальчиковый, конусный, теневой и другие). Ребята с огромным удовольствием рассматривают книги, пересказывают тексты сказок и обыгрывают небольшие спектакли.

Использование наглядных методов позволило развить у детей умение видеть последовательность сюжета, запоминать действия главных героев, определять настроение главных героев, оценивать их поступки.

Уважаемые коллеги, расскажите, а какие эффективные методы и приемы вы используете для обучения детей пересказу.