Как часто мы слышим – “избалованность”, “капризность”, “трудный характер” ребенка.

Воробьёва Екатерина Михайловна

Как часто мы слышим – “избалованность”, “капризность”, “трудный характер” ребенка. 

Статью написала воспитатель Воробьева.Е.М.

 

В последнее время очень  часто  к  воспитателю  обращаются  за консультацией  родители детей третьего года жизни по поводу  задержки речевого развития и нарушения сна. В процессе общения часто слышим такие  выражения как – “избалованность”, “капризность”, “трудный характер” ребенка.

Обычно  мы понимаем  это как, неспособность ребенка самостоятельно занять себя чем-либо хотя бы на короткое время, требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение с элементами агрессии, игнорирование требований взрослых, выраженные, а иногда и непреодолимые трудности в ситуациях, требующих умения устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми ( последнее выявляется при поступлении  в детский сад)

Чаще всего мы сталкиваемся  с четко выраженным  видом “капризного” поведения детей третьего года жизни в трёх вариантах:

Первый вариант можно назвать « Симбиотической связью с матерью » – чрезмерной привязанностью к матери с невозможностью оторваться от нее ни на шаг. У таких детей заметен повышенный уровень тревожности: они не могут оставаться одни, не в состоянии занять себя даже на короткое время, плохо переносят перемену обстановки, особенно смену ухаживающих взрослых, часто плохо засыпают, просыпаются по ночам с необъяснимым плачем или криком. Обычно такое поведение начинает вызывать беспокойство матери к 2,5 – 3 годам, когда встает вопрос об оформлении ребенка в детское учреждение.

Второй вариант  – это постоянное стремление привлекать внимание матери к себе с использованием всех доступных ребенку средств – от простого “дерганья” и “нытья” до протестно-агрессивных действий. Поведение ребенка словно провоцирует постоянное внимание матери, если ему не удается добиться позитивного контакта, в ход идут протестные реакции с криками, катанием по полу, отказом от еды или агрессивные по отношению к матери действия (щипание, кусание).

Третий вариант в имеет тенденции противоположности первому варианту. Матери жалуются на то, что ребенок не подчиняется их воспитательным воздействиям, игнорирует или “не слышит” их, нередко реагирует только на повышенный голос и угрозы наказания. В этом случае мать как бы безразлична ребенку, он не заинтересован в контакте с ней, не стремится приблизиться к ней, получить у нее поддержку, поделиться с ней своими достижениями.

Все три варианта имеют место закладываться в младенческом возрасте, потом проходят видоизменения в зависимости от окружающего ребенка. И к концу раннего возраста мы получаем описываемый нами характер.

При более глубоком рассмотрении каждого из трех вариантов, можно назвать причину которая формирует его.

Первый вариант складывается по причине депрессивного состояния матери, её подавленности и дискомфорта, проявляются в отсутствии уверенности в том, что она хорошо выполняет свою роль. Она постоянно испытывает тревогу, не может оставить его ни на секунду. Они считают своих детей болезненными, требующими повышенной заботы и опеки.  В такой  тревожной атмосфере  у ребенка формируется базовое ощущение неуверенности в себе и небезопасности окружающего мира, затрудняется адаптация к его изменениям.

Второй вариант формируется  когда подавленная и грустная мать дистанцируется от ребенка, меньше вступает в тактильные и звуковые контакты с ним, замедленно реагирует на его дискомфорт, временами испытывает к нему враждебное отношение.  В результате у ребенка страдает способность к формированию стойких привязанностей и стабильных отношений, прежде всего, с матерью.

            В третий  вариант  нередко развивается у матери которая  отличается авторитарным поведением и нечувствительны к потребностям ребенка. Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное, порой даже чрезмерное внимание к нему подчас сочетается с полным игнорированием его интересов. В этих случаях избегание ребенком контактов с матерью становится своеобразной защитой от разрушающего влияния взаимодействия с ней.

Такими образом, всё выше перечисленное приводит к выводу, что одним из ведущих факторов его являются расстройства отношений  « мать – дитя ».

Следовательно, привести в норму  поведения ребенка невозможно без внимания к особенностям взаимодействия между матерью и ребенком и коррекции выявленных расстройств (психотерапевтической, а при необходимости психофармакологической).  Но самым важным  и сложным  в  этой ситуации является то, что мать не всегда открыта, считая, что в консультировании нуждается не она, а ребенок. Другая существенная трудность состоит в том, что работа с матерью требует, не одного, а нескольких часов, и должна проводиться специалистами по семейной психотерапии и психиатрии.

 В настоящее время  существует много психолого- диагностических  семейных центров  готовых помочь семьям в их сложившихся ситуациях. Но к сожалению не все мамы готовы принять то, что именно они являются причиной поведения своих детей.