Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ

Зотова Анна Николаевна

Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ

 Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Почему важно развивать речь у детей

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами.

Развитие речи в первой младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах. Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

О ситуативном общении уместно говорить, когда малыш умеет сидеть и учится взаимодействовать с предметами: трясёт погремушку, ставит кубик на кубик, вкладывает одну деталь игрушки в другую. Взрослый показывает способы действий, подбадривает малыша.

В не ситуативное - познавательное общение начинается с 2-3-х лет, когда кроха задаёт вопросы об окружающем мире. Ответы взрослого помогают узнавать много нового и развиваться.

Грамматический строй речи детей – тоже предмет заботы воспитателя.

Под руководством педагога малыши изменяют :

Существительные по числам и падежам

«одна ложка – много ложек»,

глаголы по лицам и числам «я иду и ты идёшь – мы идём»,

временам «мишка идёт, мишка пришёл»

учатся использовать повелительное наклонение глагола «зайчик, попляши»

образуют уменьшительно-ласкательные наименования «куколка», «машинка»

строят простые и сложные предложения «кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»

Формы работы по развитию речи

С малышами 2-3 лет педагог играет в разные игры, предлагает крохам выполнять речевые упражнения, рассказывает сказки, читает наизусть потешки и короткие стихи. Воспитатель беседует с детьми утром, на прогулке, во время игр, после дневного сна или в другое свободное время. Разговор возникает спонтанно или планируется (педагог ставит задачи повторить выученное стихотворение, автоматизировать неподдающийся звук и т. д.). Если воспитатель разговаривает с одним ребёнком, то это индивидуальная работа. Так происходит развитие речи у детей

К средствам развития речи в первой младшей группе относятся:   Игрушки, картинки, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика.

Для развития речи подойдёт любая интересная и безопасная игрушка, но гораздо удобнее и эффективнее иметь заранее подготовленные наборы. Например, дидактическая кукла. Это обычная кукла, но к ней прилагаются комплекты одежды для разных сезонов, игрушечной посуды, принадлежностей для ванной комнаты, предметов обихода и т. д. К игрушкам относятся и персонажи кукольного театра.

Картинки подразделяются на предметные и сюжетные.( МАТЕРИАЛ:  ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ?)

 На первых изображены предметы или объекты природы, на вторых – какие-либо события (дети играют в песочнице, водитель ведёт грузовик и т. д.). Также бывают картинки с изображением людей, животных.

В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, и т.д.

Методы и приёмы развития речи

Основной метод речевого развития в этом возрасте – беседа. Побуждая детей к разговору, педагог задаёт репродуктивные - «кто это?», «что это?»

и поисковые вопросы - «почему на улице лужи?», «зачем надевать шапку?»,  стимулирует обращение к сверстникам, взрослым - «спроси у Маши, будет ли она с нами играть» или <<не нужна ли ей (ему) помощь?>>

Следующий метод – рассказ. Рассказы педагога должны быть небольшими по объёму, интересными и содержательными. Например: «Ребята, а посмотрите, какая у меня красивая кукла. Её зовут Таня. У Тани  мягкие, пушистые волосы, зеленые глаза, красная кофточка с пуговицами юбочка с бантом.

Речевому развитию малышей способствует и художественная литература. Воспитатель читает стихи и потешки наизусть, пересказывает короткие сказки. Если произведение знакомо детям, то можно использовать приём договаривания. Педагог начинает фразу, а воспитанники заканчивают:

Наша Таня громко…(плачет),

Уронила в речку…(мячик)……и т.д.