ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУДОШКОЛЬНЫМ УРОВНЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Денисова Ирина Владимировна

Детский сад - это первое образовательное учреждение на пути развития ребёнка от трёх (а порой и с полутора) лет до поступления в школу. Вместе с семьёй детский сад участвует в воспитании и образовании малыша. Воспитатели, как вторые родители, закладывают все самые важные черты характера человека. Умения и навыки, приобретенные в дошкольном  возрасте, остаются на всю жизнь. В детском саду ребёнок получает первый социальный опыт.

Начальная школа является стартовой ступенью в школьном образовании ребёнка. Здесь продолжают своё развитие умения и навыки, приобретённые в детском саду, что впоследствии ведёт к успешному усвоению образовательной программы средней школы. Поэтому для успешного освоения программы и усвоения учебного материала важна преемственность.

Рассмотрим, как это происходит на примере программы по речевому развитию детей в подготовительной группе детского сада и образовательных программ по русскому языку и литературному чтению. Правильная, красивая речь - один из признаков, характеризующих развитого и культурного человека, что способствует дальнейшим успехам в жизни. А так как основы развития речи закладываются в детском саду, важно понимать, как это будет происходить и на последующих этапах обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в содержании Основной образовательной программы дошкольного образования наличие образовательной области «Речевое развитие», которое включает (извлечение из ФГОС ДО): «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целевые ориентиры ФГОС ДО предусматривают, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Попробуем сравнить задачи по развитию речи двух ступеней образования: детский сад - начальная школа.

Задачи, которые ставит перед собой образовательная программа подготовительной группы нашего ДОУ

Некоторые задачи, которые ставят перед собой программы по русскому языку и литературному чтению в 1 классе

- поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия;

- развитие умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;

 

- овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

- развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы;

- овладение умениями правильно писать и читать;

- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров.

Таким образом, можно увидеть, что задачи, поставленные в детском саду, продолжают своё развитие и в начальной школе, только в  более глубоком и расширенном смысле. Несмотря на то, что в школе нет такого предмета как «Развитие речи», навыки, формируемые в детском саду, находят своё продолжение на уроках русского языка и литературного чтения. Происходит углубление в изучении отдельных умений и навыков, что ведёт к полноценному формированию правильной речи ребёнка.

Дети, приходящие в первый класс школы с хорошо развитой речью, полностью усвоили образовательную программу детского сада. В детском саду детей знакомят детей с речью письменной и устной. Дети узнают, из чего состоит наша речь – из предложений. Предложения - из слов, слова делятся на слоги, а слоги состоят из звуков. Для наглядности используются графические схемы. Проводится работа по развитию фонематического слуха. Учат детей отличать один звук от других, определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце), делить слова на слоги. Подбирать схему слова к предмету, к которому она подходит. Все эти умения очень важны для последующего общения в школе. Для профилактики дисграфии важно научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, различать слова похожие по звучанию, устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами.

В течение учебного года дети подготовительной группы учатся ориентироваться в тетради в клетку, пишут графические диктанты, рисуют в них несложные элементы, позволяющие развивать не только графические навыки, но и зрительный и двигательный самоконтроль, который является необходимым условием для овладения письмом в школе. Дети приобретают графические навыки на занятиях художественным творчеством (рисованием, лепкой, аппликацией), а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий.  

Преемственность между дошкольным уровнем общего образования и уровнем начального общего образования осуществляется не только в образовательных задачах, но и в средствах их достижения. Одним из эффективных средств речевого развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста является использование сказки. Работа со сказкой способствует раскрепощению ребенка, развитию его коммуникативных способностей

Сказки есть в каждом доме. Они читаются детям всех возрастов, и дошкольники и школьники любят их. Из сказок дети черпают множество познаний, в том числе и в речевом плане. Помимо традиционной роли сказки в расширении словарного запаса детей, они учат умению задавать вопросы и верно строить диалоги. А умение разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольника. Сказки подаются дошкольникам разнообразно: это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов по мотивам знакомых сказок. В младшем школьном возрасте дети самостоятельно читают сказки. В целях развития и коррекции речи вместе с детьми можно конструировать слова, словосочетания и предложения, на основе текста сказки. Например:

– придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);

– срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

– составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого по словечку»: «Красная Шапочка» – «Красная Шапочка идёт» – «Красная Шапочка идёт по дорожке» – «Красная Шапочка идёт по лесной дорожке» – «Красная Шапочка идёт по лесной дорожке к бабушке» и т. д.

Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребёнка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И, несомненно, то, что любимые герои сказок являются первыми объектами такого общения. Детям-дошкольникам помогает записать текст телеграммы взрослый, а школьники записывают его самостоятельно.

Для развития речевых умений детей можно прибегнуть к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.

Эффективным методом является введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван «Введение частицы «не» (не Машенька попала в дом к трем медведям, а…).

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приёмы в работе со сказками:

– найти слова ласковые, красивые, сказочные, грустные;

– сочинить длинное и, в то же, время смешное слово (о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

– объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (например, закоулочки…).

Сказка всегда способствует общению. Предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности можно взять в руки микрофон.

«Колобок» (русская народная сказка).

Речевые задачи:

– придумать шуточные вопросы: бабе, деду, колобку…

– разрешить проблемный вопрос: «Почему же убежал колобок от бабушки и дедушки?»;

– составить длинное предложение со словом «колобок»;

– пошлём срочную телеграмму деду и бабе.

«Маша и медведь» (русская народная сказка).

Речевые задачи:

– расскажи отрывок, который больше всего тебе понравился;

– назови сказку по-новому;

– девочка пишет письмо бабушке, отгадай его содержание;

– сочиним свою поговорку о девочке.

«Репка» (русская народная сказка).

Речевые задачи:

– повторить слова из сказки «Дедка за репку» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро;

– поставить частицу «не» перед словом «репка». Получится, что дед вырастил не репку. Придумать, что же вырастил дед.

Варианты работы со сказкой можно продолжить.

Эти приемы с успехом могут применяться как с детьми дошкольного возраста, так и в начальной школе.  Они помогут воспитанникам достичь целевых ориентиров дошкольного образования и успешно усвоить программу начальной школы.

 

Литература:

1.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

2. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» Кировского района г. Казани.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования.

Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.С.Солнцева и др. - СПб:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 352с.

4. Дипломная работа: Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет. – Режим доступа. – URL: www.BestReferat.ru/referat - 188576.html

4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы/ Л.Ф.  Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.

5.  Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы/ Л.Ф.  Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.

6. Короткова Т. Детский сад. Статья 1. С чего начинается детский сад? – Режим доступа. -  URL: www.v-vospitanie.ru