Экологический проект для детей средней группы "Мир насекомых"

Ляховченко Лариса Валериевна

Экологический проект  для детей средней группы "Мир  насекомых"

 

 

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 16  г. Кировска

Экологический проект

для детей средней группы

"Мир  насекомых"

Картинки по запросу мир насекомых

                                                                          Проект составили:

                                                                                           Ляховченко Л.В.,

2016 -2017 учебный год

Экологический проект  для детей средней группы "Мир  насекомых"

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,  родители.

По времени проведения:    1 месяц (с 5.06.2017 по 30.06.2017)

Авторы проекта: воспитатели: Ляховченко Л.В

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта: 

 Общеобразовательные:

 - Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.

 - Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы.

 Воспитательные:

 - Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.

 Развивающие:

 - Развивать познавательный интерес к насекомым. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

 –Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

Актуальность проблемы:  Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

   Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.

   Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на земле. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Предполагаемые результаты проекта:

1. Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей, пчела, муха.).

2. Находить сходства и различия. Знать о вреде и пользе насекомых, которые приносят людям и растениям. Владеть обобщающим понятием «Насекомые».

3. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях:

внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев);

способах передвижения (прыгает, летает, бегает);

издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

4. Расширять и активизировать словарный запас слов.

5.Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.

 6.Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 7. Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Участники деятельности

Содержание деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети

  Блиц – опрос с детьми

Воспитатели

Воспитатели

Определение темы проекта

Воспитатели

Формулировка цели и разработка задач

Составление плана основного этапа проекта

Воспитатели, дети

Подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений.

 Изготовление презентации «Наши друзья насекомые»

 Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности

Беседы: «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые», «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Какое летающее насекомое тебе больше нравится».

Ситуативные разговоры: «Какую пользу и вред приносят насекомые - людям, лесу?».

Воспитатели

Воспитатели, родители.

Привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми.

Воспитатели

                                                       

Основной этап

 Воспитатели, дети

Система непосредственно образовательной деятельности содержала:

Серию бесед: «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые», «О бережном отношении к насекомым»; «Какое летающее насекомое твоё любимое».

НОД «Наши друзья насекомые».

Мультимедийная презентация: « Наши друзья насекомые».

Центр литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

 К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,

В. Бианки «Приключения муравьишки»,

  К. Ушинский «Пчелки на разведке».

Здоровье: - беседы: «Какую пользу людям приносят пчелы?»   «Мухи – разносчики инфекций».

Воспитатели

  Воспитатели, дети

Наблюдения:

наблюдения на прогулке за насекомыми.

Воспитатели

  Воспитатели, дети

Дидактические игры:

«На полянке», «Угадай насекомое по силуэту», «Божьи коровки»,

 «Скажи ласково»; «Угадай, что лишнее?»; «Один - много»; «Кому что?», «Кто, что умеет делать»

Подвижные игры:

1. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
2. «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
3. «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Приключение в лесу».

Воспитатели

 Воспитатели, дети

Занятие по художественному     творчеству: (приложение №2, фотоотчет)

Лепка:

Божья коровка

 Аппликация( с использованием бросового материала ) БАБОЧКА.

Самостоятельная деятельность в центе художественного творчества (трафареты, раскраски).

Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Лунтик». «Путешествие муравьишки»

Воспитатели

 Воспитатели, дети

Развитие речи:

Отгадывание загадок.

Разучивание стихов.

Пальчиковые игры.

Речь с движением -развивающая игра «Бабочка».

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети.

Работа с родителями:

Консультации для родителей

Совместная творческая    деятельность:

- совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и подбору материала на тему «Насекомые». 

Посещение выставки

« Тропические бабочки».

Воспитатели, родители.

Заключительный  этап

Воспитатели, дети, родители,

Консультация для родителей: «Осторожно: Клещи!», «Первая помощь при укусах насекомых» (приложение №3).

Выставка детских работ.

Игра - драматизация отрывка из сказки «Муха-Цокотуха» (приложение №2, фотоотчет).

Пополнение картотеки дидактических игр.(приложение № 4).

Оформление портфолио проекта.

 Воспитатели, родители.

Выводы реализованного проекта:

   В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых. У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых,

 то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в детских поделках. Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

- познавательный интерес детей о насекомых  расширился;

- дети готовы охранять и защищать насекомых;

- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

   За время проекта дети познакомились с разнообразием насекомых, некоторые неприметные, другие имеют яркую окраску. Детям было очень интересно наблюдать за ними.

   В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса ко всему живому.