Семинар для воспитателей

Аккалиева Кунслу Жумабаевна

Семинар для воспитателей ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_ekologiya.doc106 КБ
Файл seminar_igra_-_delo_sereznoe.docx28.81 КБ
Файл seminar_malaya_rodina.docx30.92 КБ
Файл seminar.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов в МБДОУ «Детский сад № 5 «Дюймовочка»                                    

    "РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОУ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ".

Определение и задачи развивающей экологической среды

Итак, одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС), соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.
Можно выделить два направления: а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры, экологические комнаты, лаборатории для проведения исследовательской работы, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Так, создание экологической комнаты, где на стеллажах лежат коллекции и красочные книги, которыми могут воспользоваться дети, или специальной лаборатории, где проводятся опыты и дети выступают в качестве «настоящих ученых», повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. 
Второе направление - это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальных и физкультурных залов и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания.
Не менее важно оценить экологическую ситуацию в микрорайоне. Для этого можно оформить «Экологический паспорт детского сада», включающий информацию об экологической обстановке в микрорайоне, оценку прилегающей к детскому саду территории, анализ участка детского сада, самого здания, степени экологической безопасности материалов внутреннего оформления, степени влияния самого дошкольного коллектива на окружающую среду, особенности кадрового состава, методической и материальной базы и ряд других характеристик. На основе этих материалов можно не только оценить экологическую обстановку, но и наметить реальные перспективы работы.
Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
• познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
• формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
• формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации РПС, направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации РПС, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

Организация развивающей экологической среды в ДОУ


Любая РПС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль. Можно перечислить  функциональные роли различных элементов РПС и их использование для проведения разнообразных занятий. Рассмотрим каждый из элементов подробнее.
Экологическая комната (класс, комната природы) — новый элемент развивающей предметной среды. Предназначена для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога. Расположение столов не должно копировать школьный подход — они располагаются по кругу или буквой «П», т. е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тип занятия, например чтение литературных произведений, может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционирование это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. 
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы... открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.
При формировании зоны коллекций следует учитывать следующие моменты.
^ Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать, прежде всего, те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. п.).
Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
^ Краеведческий аспект. В коллекциях, прежде всего, должны быть представлены природные объекты той местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.
^ Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время отдыха. Любой подобный объект может послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т. е. для начала формирования основ глобального мышления.
^ Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето такие задания, как собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, т. е. обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые красивые, редкие виды.
В ряде дошкольных учреждений стремятся создать целые «ландшафты» — из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность этого, задают вопросы типа: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?» В результате ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями местной фауны и флоры, однако педагог получает отрицательный результат с точки зрения экологического воспитания. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях. Предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (используемые объекты должны быть чистыми, не должны являться аллергенами).
Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут на время приносить в экологический класс собственные коллекции и рассказывать о них другим детям).
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок): это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки — это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается. (Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете.) В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.
Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещения, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы. Экологическая комната может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.
В экологической комнате  могут быть размещены экологические выставки и экспозиции
Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.
На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.
^

Не мало важную роль в воспитание детей играют игры и дидактические материалы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль тропинки? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т. д.

Наиболее загрязненные места отмечаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что существует экологическая карта России, цель которой — выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.

Экологические игры

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в экологической комнате или помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т. д.) Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе. Дошкольники с огромным нетерпением ждут занятий в лаборатории.
Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений в уголке формируется стихийно, без учета обучающих и воспитывающих целей.
Видовой состав животных. В течение многих лет в живом уголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т. п.), так и диких, которых дети вместе с взрослыми могут принести с прогулки (еж, дикие птицы, лягушки). Например, воспитателю предлагалось «в качестве сезонного материала» помещать в уголок природы «растения и животных, наиболее характерных для данной климатической полосы». Однако, лишая животных их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяин природы», по своей прихоти меняющий жизнь живых существ. К тому же в дошкольных учреждениях крайне трудно создать условия, сходные с естественными. Обычно под достаточными для содержания животных условиями подразумевают наличие пищи и небольшого пространства (как правило, тесной клетки). Однако у каждого животного для нормального существования кроме воды и пищи должны быть определенная территория для жизни, контакты с другими обитателями, чистый воздух и многое другое, что в живом уголке обеспечить крайне сложно. Многие живые уголки представляют собой нагромождение клеток с различными животными (с устойчивым неприятным запахом). А ведь запахи играют огромную роль в жизни животных: смешение непривычных запахов создает для обитателей живого уголка стрессовые условия, в которых кощунственным выглядит само предназначение живого уголка: воспитывать любовь к животным. Складывается парадоксальная ситуация: сначала воспитатели создают крайне неблагоприятные условия для существования животных, а затем учат детей бережно к ним относиться. С точки зрения экологического воспитания человек не может по своей прихоти приносить диких животных к себе в дом. Наоборот, мы должны приучать ребенка к бережному отношению к зверям, птицам, насекомым, которых он встречает на прогулке, на экскурсии в их естественных местообитаниях. Человек не должен вмешиваться в их жизнь. Это крайне важный воспитательный момент, так как большинство детей при попустительстве взрослых поддаются первому чувству — схватить понравившееся существо и принести в дом, не задумываясь о последствиях. Если можно это сделать в детском саду, то почему нельзя в собственном доме? Этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда идет повальное увлечение различными экзотическими животными, которых покупают в качестве забавных игрушек, а затем, удостоверившись в сложности содержания, выбрасывают на улицу. Следовательно, в живом уголке лучше не содержать животных, характерных для зоны, где находится дошкольное учреждение. Исключение может быть сделано лишь для нуждающихся в помощи человека: брошенных, раненых, замерзших и т. п. 
В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т. п.
При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты: 
- географический — желательно иметь в уголке представителей разных континентов, при этом местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения занятий; 

  • экологический — представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т. д.); 
  • систематический — представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т. д.); 
  • природоохранный — отмечены виды, которые в своих странах охраняются (но только те, которые у нас разводятся в домашних условиях).


Некоторые дошкольные учреждения стремятся завести экзотических животных (в том числе занесенных в Международную Красную книгу). Во-первых, такие животные требуют особых условий для содержания; во-вторых, покупка их дошкольным учреждением также способствует увеличению спроса на рынке на охраняемых, редких зверей, птиц, многие из которых попадают в страну нелегальным путем. Исключение составляют лишь брошенные животные, однако при этом необходимо убедиться в хорошем состоянии здоровья животного. Дело в том, что многие экзотические животные, в частности обезьяны, могут являться переносчиками опасных для человека заболеваний.

Видовой состав растений. Очень часто комнатные растения живого уголка предназначены для выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно расширить их функции. 
При подборе растений следует учитывать аналогичные для животных аспекты: 

  • географический — представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту; 
  • экологический — представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т. д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей; 
  • биологический — представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Экологические особенности растений можно отразить на специальных табличках: рисунок лейки, наполненной водой,— влаголюбивое растение; почти пустая лейка — засухоустойчивое; незакрашенное солнце — светолюбивое растение; закрашенное полностью — теневыносливое и т. п. 

Экологическая комната, лаборатория и живой уголок могут быть объединены в экологический центр.

Зимний сад — относительно традиционный элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут располагаться отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооружения (мостики, арки и т. п.), искусственные водоемы. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию. Здесь же осуществляются уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, т. е. познавательная деятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ. Преобладание зеленого цвета, тихий плеск воды в фонтане способствуют возникновению положительных эмоций, оказывают релаксационное воздействие. В ряде коррекционных ДОУ в зимних садах конструируют оздоровительные дорожки из камней различной формы, размера, цвета, конфигурации, по которым дети ходят босиком. 

Альпийская горка — нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом появляются дополнительные объекты для наблюдений. Размещение альпийских горок на территориях большинства дошкольных учреждений практически невозможно из-за варварства окрестных жителей, поэтому представляется более реальным создание минигорок внутри помещений.

Музеи. Можно выделить два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов.

В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников" с национальными и природными особенностями региона, с использованием ресурсов и отношениями людей и природы в конкретном районе, с экологическими проблемами на примере своей местности. Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов, групп. Музеи природы играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада с семьей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями (отдельные коллекции): красивых камней, коллекций марок, открыток о природе. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка и местом, где экспонат найден. В музеях дошкольных учреждений, как и в коллекциях экологической комнаты, не должно быть чучел животных.

Для создания картинных галерей рационально использовать стены холлов и коридоров, в том числе и лестничных. В целях экологического воспитания здесь могут быть размещены пейзажи, «портреты» животных. Желательно, чтобы были представлены работы разных видов: живопись, графика, художественная фотография. Особый уют создают композиции из сухих растений, сделанные руками педагогов. Картины меняются в зависимости от тематики занятий. Здесь же периодически вывешиваются рисунки детей. Размещение детских работ среди настоящих картин важно для самоутверждения детей.
^

Экологические тропы

Новая и интересная форма  работы по  экологическому воспитанию открывается  с организацией экологической тропы. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4 -7 лет, просветительская работа с работниками дошкольного учреждения, родителями.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет  учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На  большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно  оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы. Карта – схема – обязательный атрибут  экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.

Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.
Огород, сад — эти элементы можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Вариативность такого элемента, как огород,— в его размерах, назначении, подборе культур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду. Однако использование огорода для целей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; миниогороды на окнах; огороды в теплицах, парниках.
Дошкольное учреждение обязано определять степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, в экологически загрязненных регионах. (Однако в настоящее время это учитывается редко. В отчетах многих дошкольных учреждений о работе по экологическому воспитанию можно встретить информацию о том, что детский сад находится вблизи крупного промышленного предприятия, в крайне неблагополучном микрорайоне, и в то же время указывается, что дети выращивают на территории учреждения овощи, которые употребляют в пищу.)
Вторая проблема экологической безопасности, которая может быть рассмотрена на примере огорода (сада),— необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений. С этими вопросами связана и проблема экологически чистых продуктов.
Дополнительные помещения. В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды. Так, в детском саду № 201 г. Тольятти создана комната космоса, в которой проводятся и экологические занятия. Потолок в этой комнате отделан синим и розовым материалом и украшен моделями Луны, Солнца и планет. В ДОУ № 1505 Москвы под руководством Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработан и реализован проект аквацентра: фонтан, аквариум, коллекции морских раковин, камней, кораллов, выделен специальный подиум для детей, где они могут слушать звуки моря, водопада. В ДОУ № 794 Москвы (экспериментальная площадка по краеведческо-туристической работе) оборудована туристско-краеведческая комната, образующая с экологическим классом единый комплекс. Большое количество картографического материала (карты, картосхемы, планы, составленные детьми по результатам поездок, рисунки-впечатления о природе и т. п.) способствует развитию у дошкольников географического и пространственного мышления.
Ряд детских садов, работающих по программе «Шаг за шагом», создают Центры науки, в которых дети имеют возможность экспериментировать, в том числе с природным материалом. Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому развитию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.
Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.

Таким образом, создание стационарной развивающей  экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание  условий, необходимых для жизни всех объектов живой природы. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания. Но методом эта деятельность становится только в том случае, когда она организуется совместно со взрослыми и детьми. Совместная организационная – хозяйственная, трудовая   деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях  и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. Совместная деятельность может осуществляться в любом « экологическом пространстве» в помещении,  на  участке  детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности – это поддержание условий, необходимых для обитателей  уголка природы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3.  Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5.  Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  7.  Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием  попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;    ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

1.        Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2.        Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

3.        Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

4.        Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);

5.        Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6.        Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

  1. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;  

  ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дюймовочка»

Семинар для педагогов в МБДОУ «Детский сад № 5 «Дюймовочка»                                    

 Тема: "РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОУ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ".

Воспитатель Аккалиева К.Ж.

п. Адамовка 2017 год



Предварительный просмотр:

Семинар «Игра – дело серьезное»

Подготовила:

Воспитатель Аккалиева К.Ж.

Ход занятия:

   Уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас на встречу с Волшебницей игрой. Учитывая, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения, отражающие значение игры, доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

  1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
  2. Игра облегчает адаптационный период.
  3. Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
  4. Игра – окно в мир взрослой жизни.
  5. Игра способствует развитию речи.
  6. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

 Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, академик Рубенштейн говорил об игре: « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»

На протяжении многих лет игра дошкольника являлась предметом научного изучения многих педагогов, психологов, ученых. Я вам представлю обзор научных изучений игры. Вам хорошо известны подходы к пониманию игры Д. Менджерицкой, Р. Жуковской, А. Усовой, Н. Михайленко, С.Новоселовой. Игра в их представлении – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, а это связано с развитием творческого воображения. Специфики игры они представляют в том, что ребенок по - особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, роли, сюжета, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и окончания игры. Они отмечали, что оценка игры является мощным средством воспитания личности ребенка. Своеобразие детской игры, конечно же требует от взрослого большей деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место и сейчас.  Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них сверху. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую – либо роль или не берет.

Вместе с тем каждый из перечисленных ученых выделяет свой, наиболее значимый, предмет исследования, что очень ценно для развития науки и совершенствования практики.

 Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение. Игра, по ее словам, возникающая на основе нравственно ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в игре повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для игры образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой. Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются в игре и определенным образом влияют на детские взаиотношения вне игры, если педагог организует аналогичную работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин, иллюстраций к книгам и др. Такого рода данные представлены и в исследованиях единомышленников Д.В. Менджирицкой, В.Марковой, В. Воронова, Л.Бочкарева и других.

Предметом научного исследования Р.И. Жуковской был сюжет детской игры, его содержание и педагогическое руководство с целью всестороннего воспитания ребенка. Особое внимание она уделяла проблеме формирования в игре нравственно – волевых черт характера ребенка, коллективизма, уважения к труду взрослого, а так же развитию у детей различных интересов. Р.И.Жуковская обращала внимание на развитие самодеятельности в игре, творчества ребенка.

А.П. Усова выдвинула в качестве предмета  исследования реальные общественные взаимоотношения детей в игре, определив эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, особенно в условиях ДОУ. Поэтому столь важным она считала проникновение игры в различные виды деятельности дошкольника при решении различных задач воспитания и образования.

Н.Михайленко ставит в своих исследованиях задачу выявления особенностей поэтапного овладения все более усложняющимися способами построения игры. Это существенно способствует воспитанию у детей – партнеров по игре положительных взаимоотношений, их общественной, нравственной направленности.

Специально выделяется исследователями проблема сюжетосложения как особого этапа формирования игры, своеобразного способа развития творческого потенциала ребенка, который наиболее ярко обнаруживается в старшем дошкольном возрасте.

Исследования игры детей раннего возраста получили в 60 – 70 годах 20 века. Они убедительно показали, что в этом возрасте игра возникает лишь при общении ребенка с взрослым и обучении ребенка с взрослым и обучении его простейшим игровым умениям. Это необходимая база для развития игры (Н. Аксарина, С.Новоселова, Е. Зверыгина и др.)

Велика роль игры в семейной педагогике. Однако исследований в этой области почти нет (В.Иванова). Науке еще предстоит восполнить этот пробел.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние  на личность дошкольника.

Я предлагаю вам провести самодиагностику по вопросам:

  1. Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)
  2. Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом  друг с другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

- Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

- С увлечением играют в путешествия.

3. В каком международном документе зафиксировано право на игру? (Конвенция о правах ребенка, ст.31)

4. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

5. Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.), общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

6. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка  в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что это такое. Если вспомнить детство, в памяти всплывают любимые игрушки, в лучшем случае — любимые темы игры, но сам процесс остается неуловимым. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остается без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве все же имеет сюжетная игра. Может возникнуть такой вопрос: если дети ходят в детский сад, то, наверное, специально подготовленные для занятий с детьми воспитатели могут научить их и игре?

Участникам предлагается обсудить вопросы:

1.В каком возрасте для вас закончилось время игр?

2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3.Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4.С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это про исходило?

6.Где разворачивались игры?

7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

8.Что именно делали в ходе игры?

9.Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

10.Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?

11.Чему вы учились во время игр?

12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям



Предварительный просмотр:

Семинар практикум «Малая Родина»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастным к судьбе страны.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.

 С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.

Одно из основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе краеведения». Разберём терминологию: патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельность педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.

1. Предлагаю создать образ Родины.

- закрыть глаз, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д)

- подбор родственных слов к «Родина».

(Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

У каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».

Это родовое место мы называем малой Родиной. Наша малая Родина - Адамовка. Чтобы воспитать нравственное отношение ребёнка к своей малой Родине, нужно соблюдать определённые условия.

2Выработка условий, при которых педагог может воспитывать патриота.

Как Вы думаете, каким должен быть педагог, способный заниматься патриотическим воспитанием детей? Какие условия должны соблюдаться при формировании нравственно-патриотических установок?

А) быть самому патриотом;

Б) обладать педагогическими знаниями и умениями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В) создать группу единомышленников (связь со специалистами).

Г) создать развивающую достоверную среду.

Д) привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

Е) установить взаимосвязь с окружающим социумом.

3. Познавательная игра «Вопрос-ответ»

 Уважаемые педагоги, отметьте, пожалуйста, верные утверждения.

1. Почему на современном этапе развития дошкольной педагогики и дошкольного образования является актуальной проблема патриотического воспитания?

Варианты ответа:

А) отсутствие семейных традиций;

Б) увлечение компьютерными играми;

В) нет специальной литературы;

Г) много беженцев в стране;

Д) дефицит нравственности, утрата духовности в обществе.

2. Чем, в первую очередь, характеризуется нравственная воспитанность ребёнка, посещающего ДОУ?

Варианты ответа:

А) поступками и поведением;

Б) отсутствием знаний;

В) творческим конструированием;

Г) любовью к сверстникам;

Д) умением читать.

4. Блиц-опрос.

1. Дата образования района? (1928 год)

2.  Первые основатели?

( братья Кривохижыны, а также семьи Матвиенко, Старовойтовы.)

3. Почему и в честь кого был назван поселок Адамовка?

( Названа по фамилии землемера Адамовича, который нарезал крестьянам земли.)

4. В каком году вошел в состав Оренбургской области?

( он был включен 7 декабря 1934 года, когда область и была образована . Ранее район относился к Казахской  АССР. А именно, сначала он в 1910 году принадлежал  Кустанайскому уезду Тургайской области, в 1921 году  Кустанайской области, в 1931 — Актюбинской области, а уже в 1934 году относился  к Оренбургской.)

5.  С какими районами граничит  Адамовский район?

(с КваркенскимНовоорскимДомбаровскимЯсненским и Светлинским районами Оренбургской области и Костанайской областью Казахстана.)

6. Назовите годы основания Целины?

(1950-1960 г.г.)

7. Назовите памятные природные места Адамовского района?

1 Гора Змеиная \Энбекши\                                                            

 2 Обрыв Семицветка (поселка Речной)

3     Карабутакский  гранитный массив « Шонкал»

4 Щьел агаш.

5. Озеро  Шагыр –Копа (в 2 км от Обильного)

Ботанические памятники?

8.  Ботанические памятники?

   1.Мемориальный парк на могиле  В .М. Комарова

Адамовский степной вишарник  

 Караагачский ольхово- березовый лес

 урошище Шийлиагаш.

Джасайский осинник

Верхнеджусинские  колки

Реликтовая Лиственница \750 –летняя\

Карабутакские лески

Карабутакская степь      

9.        В каком году потерпел катастрофу космический корабль «Союз – 1», пилотируемый  летчиком – космонавтом В.М. Комаровым.  ( 24 апреля 1967 года)  

5.. Назовите памятные места на иллюстрации?                                              

6. Коллективная творческая работа «Коллаж «Наш родной край».

Педагоги составляют коллаж «Адамовка - наш край родной».

Дата образования района – 1928 год. 
Расстояние до областного центра – 440 км.
Площадь территории – 6 тыс. кв.км.
Население района – 24,2 тыс. чел. 

  В составОренбургской области он был включен 7 декабря 1934 года, когда область и была образована . Ранее район относился к Казахской  АССР. А именно, сначала он в 1910 году принадлежал  Кустанайскому уезду Тургайской области, в 1921 году  Кустанайской области, в 1931 — Актюбинской области, а уже в 1934 году относился  к Оренбургской.

Возник в 1902 году, основан братьями Кривохижыными, а также семьями Матвиенко, Старовойтовыми. Названа по фамилии землемера Адамовича, который нарезал крестьянам земли.

Адамовский район, Оренбургская область

Опубликовано 29-04-2016, 07:23

Дата образования Адамовского района - 1928 г. Территория района - 6.3 тыс. кв. км. Население района - около 30 тыс. чел. До русской колонизации края на территории Адамовского района существовали поселения казахов-кочевников, на что указывают старые казахские захоронения. Это аулы Сары-Оба, Аккудук, Бекетбая (Старая Мечеть, Осетин), Дубирь (Адамовка), Биркутка, Ермакбая (Теренсай), Карамурым, Мунтайбая, Кайракты, Кийма, Журунтай, Кызылжана и другие. Позднее им было присвоено номерное наименование — например аул Сары-Оба назвали аулом № 7. Летом 1879 года основывается город Ново-Николаевск, в будущем - Кустанай (Костанай). С этого периода в казахстанские степи потянулся стихийный поток переселенцев.

Адамовский район расположен на востоке Оренбургской области, в 440 километрах от областного центра Оренбурга. Его площадь - 7 157 кв. км. В 38 населенных пунктах Адамовского района проживает около 30 000 человек. Основная часть района расположена на Урало-Тобольском плато, представляющем собой широкую мягковолнистую возвышенную равнину. Район граничит с КваркенскимНовоорскимДомбаровскимЯсненским и Светлинским районами Оренбургской области и Костанайской областью Казахстана.

В дореволюционное время территория Адамовского района была экономически и культурно неразвитой окраиной Российской империи. Землянки и юрты казахов, которые вели полукочевой образ жизни, терялись в ее бескрайних степях. В период столыпинской реформы на территорию нынешнего Адамовского района стали прибывать переселенцы из различных областей Украины, по соседству с казахскими аулами возникали поселки украинцев.

Вплоть до 30-х годов нашего столетия большая часть богатых земель Оренбургского края использовалась как пастбища и сенокосы, а под посевы было занято лишь около 29 % территории. Коренные изменения в экономике сельского хозяйства района произошли в результате коллективизации. В 1934 г. на территории района было создано 22 колхоза, 2 МТС и один совхоз, которыми обрабатывалось 23 970 гектаров пашни. В первые годы советской власти в районе стали возникать товарищества по совместной обработке земли, проводились мероприятия по объединению мелких крестьянских хозяйств. В последующие годы была продолжена работа по освоению включенных в хозяйственный оборот земель, по развитию животноводства, велось большое строительство жилья и производственных помещений, линий связи и электропередач, водохозяйственное строительство и т.д. Быстро менялся облик района, вырастали новые красивые поселки, строился и благоустраивался районный центр Адамовка. Нынешние жители района являются наследниками поколения целинников, которые приехали в зауральские степи разных областей огромной страны в 1950 — 1960 годы.

Переломным моментом в истории Оренбуржья и Адамовского района явился 1954 год, ознаменованный целинной кампанией для укрепления зернового хозяйства страны. По комсомольским путевкам покорять нетронутую ковыльную степь прибыло более 5 тысяч юношей и девушек. За 1954 — 1955 годы в Адамовском районе было создано 7 новых совхозов: «Тобольский», «Восточный», «Адамовский», «Озерный», «Комсомольский», «Буруктальский» и имени XIX партсъезда. Всего было освоено 531 тыс. га целинных земель. По свидетельству очевидцев, нередко борозды протягивались на многие километры, так, длина гона тракторов для вновь созданного совхоза им. XIX партсъезда составляла 20 км (от реки Буруктала и до границы с Казахстаном). В 1950-х годах основываются поселки Речной (1954) — в связи с разработкой пьезокварца, Комсомольск (1955) — в ходе целинной кампании, Заполье (1957) и Осетин (1958) — животноводческие базы совхозов. С 1957 года началось строительство железной дороги Шильда - Озерный. С целью организации вывоза зерна из глубинных мест района. На железнодорожных станциях и разъездах строятся элеваторы и хлебоприемные пункты.

В настоящее время адамовцы проживают в 41 населенном пункте, и потомки участников событий периода освоения целины, наполненных романтикой, энтузиазмом и неимоверными трудностями, продолжают работать на благо России и Оренбуржья. Каждое поселение района по-своему неповторимо и отличается своими географическими, этническими, социально-экономическими особенностями.

Современный Адамовский район - это один из крупнейших сельскохозяйственных районов Оренбуржья. Нынешний экономический потенциал района представляют сельскохозяйственные акционерные общества, село обслуживает крупное автомобильное предприятие, предприятие агропромсервиса, два элеватора, две строительные организации, кирпичный и хлебный заводы. Большинство предприятий района занимаются производством и переработкой продукции сельского хозяйства. Этим обусловлен сельскохозяйственный статус района, который давно закрепил за собой передовые позиции в аграрно-промышленном комплексе области и получил признание на всероссийском и международном уровне. Итогом плодотворной работы адамовских хлеборобов стало лидерство в масштабе Российской Федерации по производству твердых сортов пшеницы. Ведущая отрасль животноводства — скотоводство мясо-молочного направления. Доля крупного рогатого скота в общей структуре поголовья составляет 61.6 %, свиней — 25.2 %, овец и коз — 13.2 %. Овцеводство, ранее считавшееся важной отраслью хозяйства района, сдало свои позиции.

Природа щедрою рукою наградила Адамовский район плодоносными степями, разнообразными горными породами, уникальной флорой и фауной. Степи хранят таинственные следы древней истории, которые свидетельствуют о том, что на адамовской земле жили сотни и тысячи поколений людей, для которых она стала благодатной обителью.

Настоящей жемчужиной степного края считаются адамовские лески. Естественные и рукотворные лесные насаждения занимают более 8 тысяч гектаров. Лесной фонд Адамовского лесхоза отнесен к группе особо ценных лесных массивов. Его площадь составляет 8402 га, из них покрытая лесом 5807 га, из них лесных культур 4910 га. За последние 10 лет покрытая лесом площадь увеличилась на 1000 га, а процент лесистости Адамовского района составил 0,92 %. Одновременно с проводимыми работами в лесном фонде Адамовский лесхоз занимается созданием защитных лесных насаждений на землях сельхозпредприятий.

Адамовский район - место гибели космонавта, дважды Героя Советского Союза, М. Комарова. На могиле космонавте, в широкой раздольной степи, высится величественный памятник, вокруг летом зеленеет рукотворный парк.



Предварительный просмотр:

Семинар №1 Здоровье

1.Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.

2.Анкетирование.

3. Рисование рисунка по парам.

3. Упражнение "Пять добрых слов"

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

•        обведите свою левую руку на листе бумаги;

•        на ладошке напишите свое имя;

•        потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

«Мозговой штурм»

•Продолжи фразу:

Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие).

Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).

Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии).

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание  - …(основные виды движения).

От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)

•Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру:«Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.

А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку

В один голос:  Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых  ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Всё в твоих руках.

И на заключительнoм этапе тренинга предлагается провести релаксационное

 Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения! Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

  •  Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия  детского сада и семьи.
  •       Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.