Звуки русского языка

Серкина Вера Александровна
Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.
В русском языке 33 буквы и 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.
image
При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости — глухости.
image
Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.
Составляя звуко-слоговые схемы слов, мы обозначаем звуки определенным цветом. 
Гласные звуки — КРАСНЫМ
Твердые согласные — СИНИМ
Мягкие согласные — ЗЕЛЕНЫМ 
И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звуки буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например,звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.