Статья «Использования в вокальной работе с детьми ритмических игр, оркестра для успешного освоения коллективного пения».

Носивец Зинаида Даниловна

Дайте детям состояться, дайте детям наиграться!

План.

1.Хор – это коллективное пение.

2.Игра – основа движения вперёд преддверия к вокальному пению.

3.Оркестр – один из видов работы с детьми в помощь хоровому  пению.

4.Мы танцуем, играем, поём!

 

1. О значимости хора для детей дошкольников с нарушением речи, и как вокал помогает детям в развитии их способностей и в укреплении  физического, духовного и эмоционального развития  и пойдёт речь. Вокальная группа «Веснянка»  вначале была создана как работа с одарёнными детьми.    Впоследствии,  работая с коррекционными группами,  логопедами, психологом мы пришли к выводу, что пение улучшает не только настроение детей, но и помогает в усвоении развития речи. На основе этого увеличилось количество участников хора, и с 20 человек, хор вырос   до 40 (сорока). Организовали  две группы, и ансамбль мальчиков назвали «Сибирячек», который успешно выступил на конкурсе «Пою моя Хакасия» 2014году, получив грамоту за первое место в ЦДТ, г. Абакана. Задача хорового кружка научить детей петь вместе, слаженно, эмоционально, дружно и качественно, причём участвуют дети  разных  возрастных групп.  Конечно, не все дети сразу поют в хоре, так как не могут по состоянию речевого развития, по качеству исполнения, по эмоциональному состоянию, по физическому развитию и ряду других причин.  Поэтому часть детей либо просто слушают своих товарищей, либо участвуют в играх, которые даю я. Их много для развития мелкой моторики колокольчики, бумага, и другие виды атрибутики, которые сопровождают песенки-попевки,  валеологические песни на укрепления голосового  аппарата и другие игры. Пение – путь к здоровью. И здесь игра – основа движения вперёд к вокально – хоровому пению.

 

2. Чтобы помочь детям в освоении пения, надо их заинтересовать, создать условия, для их успешного развития  в коллективном пении.  Дайте детям состояться, дайте детям наиграться! Для этого,  детям предлагаю разные игровые упражнения с предметами, для развития того, или иного вида певческого аппарата. Песенки – распевки, несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают  эмоциональный климат , подготавливают голос к пению. («цветики»,  «Улетают птицы»). Дыхательная гимнастика, которая укрепляет физиологическое дыхание детей (без речи), формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох,- длинный выдох), тренировка силы вдоха и выдоха, продолжительный вдох. (как медведь, как птица)

Артикуляционная гимнастика – тренировка мышц речевого аппарата. Развиваются певческие способности детей, формируются артикуляционные развития звуков, совершенствуется дикция, развивается музыкальная память, лучше запоминается тексты песен. (и-ы, а-о, у-и, работа язычком, скороговорки,  потешки, чистоговорки)

Пальчиковые игры, помогают  развивать речь, повышают координационные способности  пальцев рук, формируют образно- ассоциативное мышление. (цветы, лист, грибы и пенёчки)

 

3. Очень нравится детям ритмические игры, песни с движениями, а потому мы используем предметы; листочки падают на землю, шуршат,  стучат палочками, играют  с инструментами, изображая дождь, пение птичек. Танцуют и поют в хороводе «полька зверей», «паровоз» и другие игры с пением. Нравятся и песни – эхо. Я начинаю, они вторят, слова быстро запоминают и показ – образец. Главная задача таких игр – всё делать слаженно и дружно, не обижая друг друга. Кроме этого, детей знакомим с культурой других народов: русского, хакасского, приглашая хоры в национальных костюмах как хор «Полярочка», «Чён Кёглери», где дети видят и слушают игру на хакасских инструментах, и горловое пение – хай, а так же слушают и порой подпевают  русские песенные напевы. Беседуем и о композиторах, о хоровом пении, об оркестре.

В виду того, что многие дети ещё плохо говорят, а желание петь есть, то я учу детей играть на ударных инструментах, что бы привлечь к коллективному исполнению, которое так необходимо, как в оркестре, так и в хоровом пении. Радость творческого общения в совместной деятельности, дают положительные результаты. Но  игра в детском оркестре, требует умения слушать друг друга и музыку, что довольно сложная задача. Для этого есть много творческих решений  к привитию культуры совместной творческой деятельности как в оркестре, а затем и в хоровом искусстве.

Вначале это хлопки в разном ритме, но вместе, кулачки, притопы.

Затем использование палочек, бумаги, где дети определяют и тембровую окраску звука  со словами.

Далее дети совершают действия под музыку, либо живой звук, либо фонограмма, и лишь потом детям даю колокольчики, погремушки, бубны.

Детям старшего возраста предлагаю игры-фантазии «Узнай что,  и кто в лесу»  по звуку ударных инструментов , которые  предлагаю вначале я, а затем по выбору самих детей (но это позже).

Далее дети слушают музыкальное произведение,  дают ему характеристику, а затем начинаем осваивать ритм на данных инструментах, потом начинают играть вместе под музыку.  

 

4. Коллективные формы работы с детьми, вначале играю вмести со всеми, затем танцую, создаю  образ под музыку, и только потом начинаю  со старшими детьми петь. Передача старшими детьми опыта  младшим, более эффективно  помогает детям младшего возраста быстрее освоить азы вокального пения. Когда детей объединяет единая творческая деятельность, создаётся союз единомышленников,  который  выражается в хоровом пении, в едином эмоциональном порыве и самоотдачи детей  в  поэтическом образе музыкального произведения. Более одарённые дети двигаются,  вперёд посещая кружки в КДЦ, в ЦДТ и музыкальные школы, все  дети успешно осваивают дошкольную программу и готовятся к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_z_d_1.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использования в вокальной работе с детьми ритмических игр, оркестра  для успешного освоения коллективного пения».

                                                       

Дайте детям состояться, дайте детям наиграться!

План.

1.Хор – это коллективное пение.

2.Игра – основа движения вперёд преддверия к вокальному пению.

3.Оркестр – один из видов работы с детьми в помощь хоровому  пению.

4.Мы танцуем, играем, поём!

1. О значимости хора для детей дошкольников с нарушением речи, и как вокал помогает детям в развитии их способностей и в укреплении  физического, духовного и эмоционального развития  и пойдёт речь. Вокальная группа «Веснянка»  вначале была создана как работа с одарёнными детьми.    Впоследствии,  работая с коррекционными группами,  логопедами, психологом мы пришли к выводу, что пение улучшает не только настроение детей, но и помогает в усвоении развития речи. На основе этого увеличилось количество участников хора, и с 20 человек, хор вырос   до 40 (сорока). Организовали  две группы, и ансамбль мальчиков назвали «Сибирячек», который успешно выступил на конкурсе «Пою моя Хакасия» 2014году, получив грамоту за первое место в ЦДТ, г. Абакана. Задача хорового кружка научить детей петь вместе, слаженно, эмоционально, дружно и качественно, причём участвуют дети  разных  возрастных групп.  Конечно, не все дети сразу поют в хоре, так как не могут по состоянию речевого развития, по качеству исполнения, по эмоциональному состоянию, по физическому развитию и ряду других причин.  Поэтому часть детей либо просто слушают своих товарищей, либо участвуют в играх, которые даю я. Их много для развития мелкой моторики колокольчики, бумага, и другие виды атрибутики, которые сопровождают песенки-попевки,  валеологические песни на укрепления голосового  аппарата и другие игры. Пение – путь к здоровью. И здесь игра – основа движения вперёд к вокально – хоровому пению.

2. Чтобы помочь детям в освоении пения, надо их заинтересовать, создать условия, для их успешного развития  в коллективном пении.  Дайте детям состояться, дайте детям наиграться! Для этого,  детям предлагаю разные игровые упражнения с предметами, для развития того, или иного вида певческого аппарата. Песенки – распевки, несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают  эмоциональный климат , подготавливают голос к пению. («цветики»,  «Улетают птицы»). Дыхательная гимнастика, которая укрепляет физиологическое дыхание детей (без речи), формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох,- длинный выдох), тренировка силы вдоха и выдоха, продолжительный вдох. (как медведь, как птица)

Артикуляционная гимнастика – тренировка мышц речевого аппарата. Развиваются певческие способности детей, формируются артикуляционные развития звуков, совершенствуется дикция, развивается музыкальная память, лучше запоминается тексты песен. (и-ы, а-о, у-и, работа язычком, скороговорки,  потешки, чистоговорки)

Пальчиковые игры, помогают  развивать речь, повышают координационные способности  пальцев рук, формируют образно- ассоциативное мышление. (цветы, лист, грибы и пенёчки)

3. Очень нравится детям ритмические игры, песни с движениями, а потому мы используем предметы; листочки падают на землю, шуршат,  стучат палочками, играют  с инструментами, изображая дождь, пение птичек. Танцуют и поют в хороводе «полька зверей», «паровоз» и другие игры с пением. Нравятся и песни – эхо. Я начинаю, они вторят, слова быстро запоминают и показ – образец. Главная задача таких игр – всё делать слаженно и дружно, не обижая друг друга. Кроме этого, детей знакомим с культурой других народов: русского, хакасского, приглашая хоры в национальных костюмах как хор «Полярочка», «Чён Кёглери», где дети видят и слушают игру на хакасских инструментах, и горловое пение – хай, а так же слушают и порой подпевают  русские песенные напевы. Беседуем и о композиторах, о хоровом пении, об оркестре.

В виду того, что многие дети ещё плохо говорят, а желание петь есть, то я учу детей играть на ударных инструментах, что бы привлечь к коллективному исполнению, которое так необходимо, как в оркестре, так и в хоровом пении. Радость творческого общения в совместной деятельности, дают положительные результаты. Но  игра в детском оркестре, требует умения слушать друг друга и музыку, что довольно сложная задача. Для этого есть много творческих решений  к привитию культуры совместной творческой деятельности как в оркестре, а затем и в хоровом искусстве.

Вначале это хлопки в разном ритме, но вместе, кулачки, притопы.

Затем использование палочек, бумаги, где дети определяют и тембровую окраску звука  со словами.

Далее дети совершают действия под музыку, либо живой звук, либо фонограмма, и лишь потом детям даю колокольчики, погремушки, бубны.

Детям старшего возраста предлагаю игры-фантазии «Узнай что,  и кто в лесу»  по звуку ударных инструментов , которые  предлагаю вначале я, а затем по выбору самих детей (но это позже).

Далее дети слушают музыкальное произведение,  дают ему характеристику, а затем начинаем осваивать ритм на данных инструментах, потом начинают играть вместе под музыку.  

4. Коллективные формы работы с детьми, вначале играю вмести со всеми, затем танцую, создаю  образ под музыку, и только потом начинаю  со старшими детьми петь. Передача старшими детьми опыта  младшим, более эффективно  помогает детям младшего возраста быстрее освоить азы вокального пения. Когда детей объединяет единая творческая деятельность, создаётся союз единомышленников,  который  выражается в хоровом пении, в едином эмоциональном порыве и самоотдачи детей  в  поэтическом образе музыкального произведения. Более одарённые дети двигаются,  вперёд посещая кружки в КДЦ, в ЦДТ и музыкальные школы, все  дети успешно осваивают дошкольную программу и готовятся к школе.