Главные вкладки

    Приобщение ребёнка к художественной литературе

    Горелкина Анна Филипповна

    Значение художественной литературы в жизни ребёнка сложно переоценить. Книги- источник познания, источник знакомства с окружающим миром открытий.Именно этому и посвящена данная статья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gorelkina_a.f.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Горелкина Анна Филипповна

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

    с. Александровское, Томская область.

    Приобщение ребёнка к художественной литературе.

     

    Значение книг для ребенка трудно оценить. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с миром вещей, природой, и всем, что его окружает.

    Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

    Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию ребёнка.

    Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает. 

    Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжки с потешками, шутками, прибаутками,  коротенькими стихотворениями.

    Дети запоминают прочитанные произведения, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.

    Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.

    Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения в школе по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.

    Самый распространенный жанр детской литературы — это сказка, сказок великое множество на любой вкус, от небольших стихотворных и народных до многотомных произведений Александра Волкова и Астрид Линдгрен.

    Среди русских писателей самыми любимыми могут стать Григорий Остер, Николай Носов, Эдуард Успенский, Александр Волков, Алексей Толстой.

    В зарубежной детской литературе это сказки Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро (родителям важно следить за тем, чтобы издания были адаптированы для детей), Р.Киплинга, С.Лагерлеф, повести Т.Янссон про муми-троллей, произведения А.Линдгрен ,Д.Родари, А.Милна и др.

    К рассказам о сверстниках, взаимоотношениях с людьми, повседневной жизни относятся произведения В.Драгунского (сборник «Денискины рассказы»), М.Зощенко (цикл про Лелю и Миньку), В.Голявкина и др.

    В список литературы, которую стоит читать с родителями, стоит включить произведения XIX века: значение устаревших слов подскажут взрослые, а в школе ребенку будет проще работать с уже известными сюжетами. Сюда можно отнести сказки А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Ф.Одоевского («Городок в табакерке»), С.Т.Аксакова («Аленький цветочек»), П.П.Ершова («Конек-горбунок»), К.Д.Ушинского, басни И.А.Крылова и др.

    Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.

    Литература несет и воспитательную функцию: вместе с персонажами ребенок получает жизненный опыт, разбирается, что хорошо и что плохо, что полезно, а что делать опасно. Знания, полученные в книгах, он сможет применить в других областях: чем больше моделей поведения и возможных альтернатив знает человек, тем успешней он справляется с жизненными задачами. Больше прочитанных книг — больше багаж социального опыта.

    Выбирая книги дошкольнику,  следует обратить внимание на следующее моменты:

    1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т.д. 

    2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. 

    3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись. 

    4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок. 

    5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием. 

    6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут), 

    7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения. 

    8. Нет разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.

    Несомненно, необходимо с детства  воспитать у ребёнка любовь к чтению, поэтому психологи рекомендуют:

    1. Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.

    2. Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.

    3. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.

    4. Заведите «Дневник читателя» или «Читательский дневник», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны. Можно записывать главные моменты из прочитанной книги.

    5. Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.

    6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.

    7. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

    8. Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.

    9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.

    10. Разгадывайте с детьми кроссворды, ребусы, интересные логические задачки.

    11. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.

    12. Обсуждайте с ребёнком прочитанное произведение.

    Список литературы:

    1.  Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьёй и продвижение семейного чтения – М. Просвещение, 1996 г.
    2. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет М. 2010 г.                                    

    3. Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг http://ds2nlomov.ucoz.net/publ/chto_chitat_doshkolnikam/1-1-0-9


     

    Комментарии

    Зарыпова Екатерина Сергеевна

    ДА действительно актуальный вопрос на сегодняшний день, современные дети очень мало читают, поэтому надо прививать любовь к книгам с самого раннего возраста.

    Горелкина Анна Филипповна

    Очень актуальная тема современных детей!