Проблемные ситуации ребенка в детском саду и пути их решения.

Илюсинова Елизавета Алексеевна

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Будет детский сад приносить ребёнку и родителям радость или проблемы, как ни странно, во многом зависит именно от взрослых. Давайте рассмотрим основные проблемные ситуации ребенка, причины и пути их решения в детском саду.

 

К САДИКУ РЕБЁНОК ПРИВЫК ДОВОЛЬНО БЫСТРО, НО ЗАТО ДОМА СТАЛ ВЕСТИ СЕБЯ ПРОСТО НЕВЫНОСИМО! НЕУЖЕЛИ ИЗ – ЗА САДИКА У НЕГО ТАК ИСПОРТИЛСЯ ХАРАКТЕР?

 

Никакой характер от садика не портится. Но, несомненно, и другое: столь крутое изменение привычного образа жизни не может пройти для ребёнка бесследно. Даже если малышу по-настоящему понравилось в садике, и он уже без страданий может переносить разлуку с мамой, тем не менее, обилие новых впечатлений и необходимость следовать новым правилам поведения оказываются сильным стрессовым фактом.

Во-первых, ребёнок попросту устаёт. До сих пор его мирок был довольно ограниченным, «малонаселённым» - семейный круг да ещё может быть, время от времени какие-нибудь гости. Теперь же он проводит дни в большой и шумной компании.

Во – вторых, правила, по которым он живёт дома, в той или иной степени отличаются от тех, что установлены в детском саду. И каждый день ребёнку приходится переключаться, поочерёдно настраиваясь то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателя. Старайтесь по возможности добиваться максимального согласования между вашими установками и требованиями и теми, что свойственны воспитательницам в детском саду. Но полное соответствие, конечно, невозможно, поэтому в течение какого-то времени ребёнку придётся тратить значительную часть своей энергии на достижение баланса в поведении с вами и с воспитателями.

Ещё одна причина перемен в поведении ребёнка заключается в том, что он… растёт. Растёт, развивается, приобретает новый опыт. Отказавшись в среде сверстников, он начинает усваивать манеру поведения именно в этой, детской среде. Там другие правила, другой уровень общения. Так что не удивляйтесь, если ваш тихий ласковый малыш начинает обращаться с вами без должного почтения.

Ваша задача сейчас – поддержать его, создать для него как можно более спокойную обстановку дома и мягко помочь ему в усвоении всех новых правил. Терпеть бесконечные капризы и скандалы после долгого трудового дня бывает очень  нелегко. Но пусть вас утешает мысль: это продлится недолго. Чем больше терпения вы проявите в первые недели адаптации к садику, тем быстрее стихнут бури.

В общем, то, что ребёнка в этот период нужно жалеть и беречь, понимают почти все родители. Гораздо больше опасностей скрыто в «перегибе» этой позиции. Терпеть и жалеть – не означает бесконтрольно баловать и вне стен детского сада позволять ребёнку, в качестве компенсации, окончательно слетать с тормозов. Необходимое следование правилам и требованием в детском саду в сочетании с анархией и вседозволенностью дома – такой дисбаланс и представляет собой надёжный путь к неврозу. Именно от этого, а вовсе не от посещения детского сада у ребёнка действительно может «испортиться характер».

Внимательная мама без труда отличит каприз, вызванный настоящей усталостью, от каприза – манипуляции. И если в первом случае нужно «потерпеть» и постараться сохранить вокруг ребёнка как можно более щадящую, успокаивающую атмосферу, во втором необходима более требовательная манера поведения.

 

 

 

 

                                   АППЕТИТ

Проблема плохого аппетита в садике нередко становится центральной. Почему – то именно этот вопрос вызывает бурные переживания у воспитателей, и у родителей, а в следствии этого – и у детей. Спросите своих друзей и знакомых, что первым делом приходит им на ум, когда они слышат слова «детский сад». Большинство ответит тут же: «Детский сад я не любил, потому что там заставляли есть!» И это на самом деле может быть единственной причиной, по которой ребёнок никак не может адаптироваться к детскому саду.

Решается эта проблема удивительно просто: если ребёнок не хочет есть – пусть не ест. Многим заботливым мамам (не говоря уже о воспитателях в детском саду!) такой подход может показаться, на первый взгляд, диким, однако на самом деле ничего ужасного в этом совете нет. Вообще, на почве кормления детей баталии часто начинают разыгрываться уже в первые месяцы его жизни. Слишком часто родителям кажется, что ребёнок слишком мало ест. А между тем надёжные и тщательно продуманные эксперименты показали: если его насильно, лишь предлагая ему полноценный набор продуктов, он сам составляет себе вполне сбалансированное меню. Может быть, на протяжении одного дня он действительно не всё, что нужно, но за несколько дней «набирает» всё необходимое – и по количеству, и по качеству. Так что проблема плохого детского аппетита при тщательном и спокойном рассмотрении во многом оказывается надуманной.

Вы можете убедиться в этом сами, но вам ещё предстоит достичь согласия в этом вопросе с  воспитателями в детском саду. Они, как правило, чрезмерно много внимания уделяют тому, чтобы дети непременно съедали всё, что им предлагают. Самый простой случай – это если воспитательница просто стремится порадовать вас, считая, что для вас хороший аппетит ребёнка – главный показатель его благополучия в детском саду. Тогда вы просто объясните, что отказ малыша от «садиковой» еды вас нисколько не тревожит, и она оставляет его в покое.

Во – первых, он съест дома всё, что недополучил в садике; во –вторых, со временем, привыкнув к новой обстановке, начнёт есть и в саду – хотя бы понемножку, за компанию с другими.

Сложнее, если у воспитательницы есть педагогические принципы: все дети в детском саду должны есть всё, что им дают. Очень часто эта установка объясняется так: «Ваш ребёнок будет отказываться, а из – за него и остальные дети есть не станут!» На самом деле такое может произойти, если «отказнику» будет уделяться слишком много внимания: его начнут уговаривать, настаивать, заставлять, а он будет громко оповещать всю группу о своём нежелании есть… Объясните воспитателям, что вашего ребёнка ни в коем случае нельзя заставлять есть, а самому малышу разъясните: если он не хочет кушать, нельзя кричать об этом на всю группу. Нужно спокойно сидеть за столом; можно, например, съесть кусочек хлеба, пока другие справляются с супом, а потом вместе со всеми выпить компот. Попросите посадить вашего «нехочуху» где-нибудь с краешку, поближе к воспитательнице, чтобы своими отказами от еды он действительно  не будоражил всю группу.

Так, работая в двух направлениях сразу – и с воспитателями, и с ребёнком, - вы снизите накал страстей вокруг тарелки, которая вечно остаётся полной. Избавившись от негативных эмоций, связанных с приёмом пищи в садике, ребёнок непременно начнёт хотя бы пробовать ту или иную еду. Наверное, он никогда не сможет претендовать на членство в «Обществе чистых тарелок», но и голодать в садике точно не станет.

 

                                            БОЛЕЗНИ

Каждый четвёртый ребёнок реагирует на посещение детского сада частыми простудными заболеваниями. В детском саду дети «обмениваются» инфекциями, но основная причина частых болезней кроется в другом. Резкая смена привычного образа жизни, привычной обстановки ослабляют иммунитет малыша, из – за чего он и подхватывает болезнь с такой лёгкостью. Далее, ребёнок бессознательно усваивает: когда болеешь – в садик не водят, оставляют дома и мама сидит рядом и заботится, как раньше до садика. Значит, болеть лучше, чем быть здоровым.

Поймите правильно: ребёнок не «симулирует» болезнь – он болеет по – настоящему. Но его бессознательное «запоминает» механизм: болезнь помогает избавиться от стресса, связанного с посещением детского сада.

Значит, решать проблему частых болезней нужно комплексно. Во – первых, конечно, укреплять физическое здоровье малыша; причём желательно позаботиться об этом прежде, чем ребёнок пойдёт в детский сад. Собственно, ничего сверхъестественного от вас не требуется: закаляйте ребёнка, следите, чтобы он полноценно питался, побольше гулял и хорошо спал.

Во – вторых, необходимо помочь малышу справляться со стрессом как – то иначе, чем посредством болезни. И прежде всего, конечно, постараться уменьшить стресс. Если ребёнку плохо в детском саду, потому что у него не складываются отношения с воспитателями, нужно стараться наладить отношения – или икать другой садик (группу). Может быть, стоит ещё какое    -то время оставлять его в саду только на пол дня, устраивать ему дополнительный выходной по среди недели. Если вы чувствуете, что он ещё психологически не готов к посещению детского сада, приложите все усилия к тому, чтобы оставить его дома ещё на полгода или год – ведь здоровье малыша дороже, чем ваш немедленный выход на работу.

Если ваши старания не приносят результата, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам – детским психологам. Игровая или сказка – терапия помогут ребёнку адаптироваться мягче.

 

                         Я ВСЁ УМЕЮ ДЕЛАТЬ САМ!

Ребёнок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определёнными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложечки каждого из двадцати подопечных!

С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни, а няня в наши дни присутствует, к сожалению, далеко не в каждой группе. В частности, ещё и поэтому лучше не отдавать двухлетнего малыша, а подождать ещё годик и научить его всему необходимому.

Надо сказать, что два года – самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с её законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребёнка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что – то делать самостоятельно – он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая своё право делать всё без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило родители двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать внимание на то, чтобы не мешать ребёнку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребёнок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с лёгкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие –то значительные усилия, кроме одного – не мешать!  Не хватать его за руки, не одёргивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться всё делать за него, потому что он «маленький и ничего не умнеет!».

На практике это, конечно, не так уж просто, прежде чем дитя научится умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется мокрым, залитым водой. Самостоятельное одевание карапуза легко можно расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И всё – таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и общаться с ребёнком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребёнка) «на самостоятельность». Не делайте за ребёнка того, что может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причём эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определённо не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

 

                 КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ?

А что же делать, если бурный возраст «Я сам!» уже остался позади и вам приходится каждое утро полностью одевать 3х летнего ребёнка, а то и 4х летнего «ленивца»? Что ж, остаётся навёрстывать упущенное. Если ребёнок и в самом деле до сих пор не умеет одеваться – учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одёжки от лицевой, переднюю от  задней, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать и т.д.

В 3 -4 года детишки так или иначе уже умеют одеваться. Но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им этого  очень хотелось. Теперь вам придётся проявить гораздо большую настойчивость и потратить значительно больше времени на то, чтобы ребёнок всё –таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу» (пусть даже эта работа и состоит пока что всего в натягивании носков).

Между прочим, многие маленькие упрямцы (особенно мальчики) очень реагируют на «слабо»! Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой не справиться – дело –то сложное, взрослое!» - и пожалуйста, он уже стоит у дверей, полностью одетый и застёгнутый на все пуговицы. Но только имейте в виду: этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш сумел одеться!

Не стоит упускать из виду и ещё одну возможную причину отказа от самостоятельного одевания. Быть может, ребёнку просто очень не нравится его одежда? Она может быть не удобна для него. Посмотрите внимательно, легко ли ребёнку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет ли у грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью: свитер, который, на ваш взгляд, нарядный и модный, для них действительно может быть невыносимо колючим – и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои, вполне определённые вкусы и предпочтения в одежде – любимый цвет, фасон и т.д. Не стоит этим пренебрегать – напротив, лучше поддерживать и развивать в ребёнке вкус. Ведь это прекрасно, если малыш уже в 4 года хорошо знает, чего он хочет! Конечно, целиком полагаться лишь на его мнение вряд ли возможно. В любом случае нужно искать компромиссы и, насколько это удастся, учитывать мнение ребёнка при выборе одежды.

 

Каждый ребенок индивидуален, но рекомендации в общении с детьми и способы их решения универсальны. Основное, что стоит помнить: каким бы конфликтным ни был ребенок, постарайтесь понять причины его поведения. Ведь для малыша единственный способ просигнализировать, что ему необходима помощь, — показать это своим поведением, порой и проблемного характера.