Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Петрова Елена Викторовна

В настоящее время происходят серьезные изменения в Российском образовании.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с различными патологиями в развитии.  И одним из актуальных и социально значимых в педагогической науке и практике является вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением зрения.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем.  При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на  слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением зрения особенно осторожны в новых ситуациях. Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. 

Развитие детей с нарушением зрения отличается от развития нормально развивающихся детей. Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Это требует от ребенка напряженного внимания, быстроты и точности реакций и ряда других качеств.

Обучение и воспитание детей с нарушенным зрением становится творческим процессом, используются новые учебные методы, приёмы и техники, дающие возможности оптимального подбора учебного материала, систематизации знаний, определения индивидуальных траекторий в коррекционном процессе.

Хорошим помощником педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы служит внедрение информационных технологий (ИКТ).

Применение ИКТ в работе позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения. Различные варианты и преимущества использования информационных технологий в коррекционно-педагогическом процессе открывают возможности для активной коммуникации детей с нарушением зрения.

В 2015 году в нашем саду коллективом воспитателей был разработан электронный методический комплект игр по лексическим темам, который используется воспитателями не только в коррекционных группах, но и в общеобразовательных группах нашего детского сада.

Электронный мультимедийный методический комплект игр дает детям с нарушением зрения навыки коллективного общения со сверстниками, развивает быстроту реакции, умение оперировать образами и представлениями, хранящимися в памяти.

Используя электронный мультимедийный методический комплект игр в своей практике для детей с нарушением зрения и программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной, где наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья,  предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения, подтолкнул меня на разработку электронных мультимедийных зрительных гимнастик для детей с нарушением зрения с помощью программы Power Point на разнообразные лексические темы (насекомые, времена года, животные (домашние, дикие), птицы и т.д. и т.п.).

Взрослый человек понимает необходимость гимнастики, а малышу иногда тяжело объяснить, зачем уделять время не очень интересному занятию. Ребенку проще выполнить движения глазами, фокусируя свой взгляд на конкретном объекте и следя за ним как бы играя. 

Цель электронных мультимедийных зрительных гимнастик  - профилактика нарушения зрения дошкольника.

Задачи: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, релаксация, повышение остроты зрения, развития зрительно-двигательной координации, повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Практическая значимость: гимнастика помогает укрепить глазные мышцы, приносит успокоение, расслабление, создает положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Место использования: гимнастика может быть использована как педагогами дошкольных учреждений, так и родителями.

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.

Задания в программе Microsoft Office PowerPoint долговечны, легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть и зрительную нагрузку детей, и изменять расстояние от глаз до монитора и экрана.

Необходимо тщательно соблюдать офтальмо-гигиенические требования при работе с мультимедийными пособиями. Занятия с использованием компьютером для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием работы с компьютером чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения обязательно должна иметь гигиеническое заключение (гигиенический сертификат), подтверждающий её безопасность для здоровья детей).

Методика проведения электронной мультимедийной зрительной гимнастики проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения [4, 63]. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.   Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Начинать гимнастику для глаз (элементарные упражнения) необходимо уже в раннем возрасте. Пятиминутное занятие, которое годовалый ребенок воспринимает как игру, надо проводить два-три раза в день. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Зрительная гимнастика – включает в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована: гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях  по развития речи (чтение, рассказывание),  то на 11-13 мин. проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения [4, 65].

Условия проведения зрительной гимнастики [5, 12].

1.        Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.        Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.        Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

— всегда снимать очки

— сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

— следить за дыханием оно должно быть глубоким  и равномерным

— сосредоточить все внимание на глазах

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

— обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

— повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

— укрепляет мышцы век;

— снимает переутомление зрительного аппарата;

— развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

— корректирует функциональные дефекты зрения.

Анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией. Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

2.     Гимнастика для глаз. — // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.

3.     Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997

4.     Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

5.     Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. — //Логопед, №1 , 2011. — с.49-56.

6.     Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс. 2002

7.     Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

8.     Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения /ростов н/Д: Феникс, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika_babochka.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения дошкольного возраста Тема: НАСЕКОМЫЕ Подготовила: воспитатель Петрова Е.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Красная гвоздика» городского округа Тольятти