Главные вкладки

    Играем - дыхание развиваем

    Михайловская Елена Олеговна

       Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Известно, что наряду с основной функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и  голосообразовательную функцию. В ходе речевого развития вырабатывается специфический "речевой" механизм дыхания, следовательно,  вырабатываются и специфические "речевые" движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

       Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. У детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Поэтому с детьми, имеющими нарушения речи, рекомендуется проводить упражнения по развитию речевого дыхания (дыхательную гимнастику).

       В МБДОУ МО г.Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад № 173" функционируют группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которых дыхательные упражнения включены в систему коррекционной работы. Работу по развитию речевого дыхания у детей ежедневно проводят учитель-логопед и воспитатели. Родителям даются рекомендации по проведению дыхательных упражнений с ребенком дома.

       Игры на развитие речевого дыхания помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки. Достаточно 3 - 5 повторений. Многократное повторение таких упражнений может привести к головокружению.

    Примеры упражнений для развития речевого дыхания

        Листопад

      Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагается устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, березовые, кленовые. 

    Футбол

       Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на "мяч", пытаясь забить "гол", вата должна оказаться между кубиков.

    Снегопад

      Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите "снежинку" на ладошку ребенка. Пусть он сдует ее.

            Кораблик

       Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

    Шторм в стакане

       Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

       Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.