ООД "Путешествие сосновой шишки"

14 февраля в рамках мероприятий марафона педагогических идей для воспитателей детского сада провела ООД "Путешествие сосновой шишки". Конспект прилагается
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.85 КБ |




Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР - детский сад №128»
Воспитатели - Попова Н.В. ВКК
Кононович В.В.
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Приключение сосновой шишки»
(старшая группа)
Цель: знакомство детей со строением , назначением и свойствах сосновой шишки
Задачи:
-образовательные: учить детей участвовать в проведении опытов, делать выводы
-развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, речь детей
-воспитательные : воспитывать экологическую культуру
Технологии:
-технология исследовательской деятельности
-игровая технология
-технология ТРИЗ
-здоровье сберегающие технологии
-ИКТ
-личностно-ориентированные технологии
Словарная работа: белоснежное покрывало, хвоинки, чешуйки, клест
Материалы и оборудование: компьютер, слайды; пособие к игре «Шишки для бельчат», сосновые шишки, емкость для воды, экран системного оператора с карточками по теме: «Сосновая шишка»,
пластилин, доски для лепки, стеки для продуктивной деятельности.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к книге «Сосна» Е.Максимовой, «История еловой и сосновой шишки. Сказки для детей» Т.Бугровой, беседа «Хвойные деревья», речевая игра «Составь предложение со словом «шишка», дидактическая игра «Деревья и их плоды», наблюдение на прогулке и сравнение лиственных и хвойных деревьев в зимний период, продуктивная деятельность на тему «Хвойные деревья»
Ход мероприятия.
Введение в тему.
Речевая игра «Закончи предложение»
(Цель: знакомство с разными значениями многозначного слова «шишка»)
*Белка-шалунья
Сидела на ветке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла … (шишка)
*Прыг да скок бежит зайчишка.
Прилетела сверху шишка,
Зайку щелк по голове!
Сразу шишек стало….( две).
*Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ….(зайчишку).
*Это не овощ, это не фрукт,
На хвойных деревьях красиво растут.
И раскрываются будто – бы книжка.
С высокой сосны падают ….(шишки).
*2 клеста на ветку сели,
Полетели шишки с ели.
Угодила шишка в мишку
И набила мишке ….(шишку)
*Шел по лесу маленький косолапый мишка,
Тихо напевая ,считал на ветках шишки.
10 шишек насчитал ,вдруг споткнулся и …….(упал).
Когда идешь , смотри под ноги,
Не гляди по сторонам,
А то вот так , как этот мишка,
Набьешь на лбу большую …..(шишку).
Игра на развитие фонематического слуха «Назови слова со звуком Ш».
*Ежик нюхал шишку носом,
Мучаясь одним вопросом:
«Почему в шершавой шишке
Не живется шустрой мышке?»
* Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку,
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка –
На носу вскочила шишка.
Игровой момент «Приглашение в сказку»
Слайд№1 (хвойный лес)
В одном большом хвойном лесу, а « хвойным» он назывался потому ,что в нем росли только сосны и ели , у которых вместо листьев были иголки или как их еще называли « хвоинки»
(дети помогают воспитателю в составлении этого предложения)
Слайд№2 (изображение еловой и сосновой шишек)
жили две подружки-шишки. Одну из них звали еловая , а другую- сосновая. Еловая поселилась на самой верхушке старой ели, а сосновая висела на ветке высокой сосны. Жили они очень дружно.
Да и неудивительно, ведь у них было много общего.
(дети называют общие признаки шишек).
Но лесные жители всегда их отличали.
(дети называют отличительные признаки шишек).
Слайд№3 (заснеженный хвойный лес)
Каждое утро шишки-подружки просыпались с восходом солнца. Однажды, проснувшись ,они увидели вокруг себя белоснежное покрывало. Оно лежало и на земле, и на ветках деревьев…
(рассуждения детей об образовании сложного слова «белоснежное»)
В лесу было тихо-тихо. И тут чьи-то лапки коснулись сначала еловой шишки, а затем и сосновой.
Слайд№4 (изображение клеста с шишкой, дятла и белочки в хвойном лесу)
Математическая игра «Шишки для бельчат»
(Цель: - учить детей понимать отношения рядом стоящих чисел, их цифровое обозначение;
-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги относительно себя. )
Вопросы: - Сколько шишек справа? Обозначьте цифрой.
-Сколько шишек слева? Обозначьте цифрой
- Каких больше (меньше)? Поставьте знак неравенства.
Белка прыгала по веткам,
Собирала шишки деткам.
А теперь, друзья, вопрос:
«Сколько белка для детишек
Собрала сегодня шишек?»
(ответы детей)
Снимаем шишки , считаем, складываем в корзинку, обозначаем их количество соответствующей цифрой.
Динамическая пауза.
На зарядку становись!
Спины ровно, руки вниз!
Раз - присели, как бельчонок (руки согнуть перед грудью, присесть).
Два - привстали, как зайчонок (руками сделали ушки, встали).
Три – помчались, как лошадки (руки на поясе, бег на месте с высоким подниманием колен и «цоканьем»).
И сначала по порядку.
Работа с системным оператором ( ТРИЗ )
Тема: «Сосновая шишка»
*Система Настоящего времени.
Что это? (ответы детей, поместить шишку на экран)
*Надсистема Настоящего времени.
Где растет шишка? (поместить на экран изображение сосны)
Если шишка растет на сосне, значит, она….(сосновая)
Кому она приносит пользу в лесу зимой? (поместить на экран изображения клеста, дятла, белки)
*Подсистема Настоящего времени.
Вопросы:
-из чего состоит шишка?
-какие у нее чешуйки?
-из чего состоит семя шишки?
- зачем семени крылышко?
(поместить на экран карточки с изображением чешуек шишки, семени, емкости с водой)
Опыт с шишкой «Плавает или тонет»
Интересный факт.
Оказывается, что шишки могут предсказывать погоду: если ожидается сильный дождь, то шишка, как заботливая мама, старается уберечь своих деток-семян и плотно закрывает чешуйки.
А при теплой сухой погоде она, как цветок свои лепестки, раскрывает чешуйки и помогает вместе с ветром семенам разлетаться во все стороны.
Сегодня утром мы опустили шишку в воду. Вспомните, как располагались ее чешуйки (были открыты). Что с ними произошло пока они лежали в воде? (плотно закрылись).
Продолжение проведения опыта.
Кладем закрытую мокрую шишку на батарею.
*Система Прошлого времени.
Но шишка не всегда выглядела вот так.
Для того чтобы у сосны появились семена, требуется почти 2 года.
(Поместить изображение алгоритма созревания шишки на экран.)
*Система Будущего времени.
Вопрос: Что может произойти с шишкой в будущем ?
(рассуждения детей)
(поместить на экран карточки с изображением красного креста, поделок из шишек)
Справка:
*из шишек варят лечебное варенье
*готовят настой , которым натирают суставы на руках и ногах
*из зеленых молодых шишек делают целебный мед, который очень полезен при кашле, убивает микробы
Обсуждение результата опыта с шишкой.
(дети рассуждают , делают вывод)
(помещаем на экран карточку с изображением солнца и тучки)
Динамическая пауза
Если в лес гулять пойдем,
Шишек там мы наберем.
Друг за другом мы шагаем,
Ноги выше поднимаем .(шагают друг за другом)
1,2,3,4,5 –шишки начали искать (пружинка с поворотом)
На сосне (потянуться на носочках, руки тянем вверх)
И под сосной (присесть, руки вытянуть вперед )
Шишки соберем с тобой (руки развести в стороны и свести )
Игровой момент «Шишкина мастерская»
Воспитатель:
Открыта сейчас у нас «Шишкина мастерская»
Лесные игрушки она выпускает.
Еловые шишки, сосновые шишки,
Веселых зверей смастерят ребятишки.
Самомассаж с шишкой.
Мишка тоже по лесу ходил (пальчики «шагают» по столу)
Много шишек находил,
В детский сад их приносил ( удары: кулачок-ладошка, кулачок-ладошка)
1,2,3,4,5 будем с шишкой мы играть (загибают пальцы поочередно и разгибают)
Будем с шишкой мы играть,
Между ладошками катать (прокатывание шишки между ладонями)
1,2,3,4,5 будем шишку мы катать (прокатывание шишки)
Пальчики свои встряхнем
И работать мы начнем (встряхивают кисти рук).
Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
На шишки внимательно поглядим,
Из них мишуток смастерим.
Рассматривание образца :
-из каких частей состоит поделка?
-из чего сделано туловище?
-остальные детали из чего?
-обсудить пропорции
-напомнить о знакомых приемах лепки
Итог .