Развиваем речь младшего дошкольника.

Колмакова Мария Серафимовна

     В настоящее время у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо. Взрослые должны оказывать посильную помощь ребенку в овладении нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста и развитии его коммуникативных способностей.

     Как известно, моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие ребёнка, поэтому необходимо развивать мелкую моторику у  детей с самого раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки. Все они просты и в то же время очень эффективны.

     Для развития мелкой моторики  можно использовать  игры с предметами   домашнего обихода.      Достоинством таких игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т.д.

       Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того, она способствует развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль, ну и, конечно, различные емкости, ложечки и сито. Можно взять яркий поднос, тонким слоем рассыпать любую мелкую крупу и  предложить ребенку провести пальчиком  по крупе, а затем  нарисовать что-нибудь. Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, сортировать, перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.

     Можно предложить ребенку игры с пуговицами. Цель этих игр - развитие воображения, внимания,  усидчивости, зрительно-моторной координации,  а главное - мелкой моторики пальцев.  Например, можно подобрать пуговицы разного цвета и размера,  предложить ребенку выложить рисунок из пуговиц.

     Развивая у ребенка мелкую моторику, мы помогаем ему  овладеть  речью, сформировать навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.