«Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода»

1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Разрешите представиться.Пруцких Ирина Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №69 «Ладушки.

Цель мастер-класса:

Показать приемы работы с материалами «Мате:плюс. Математика в детском саду» для формирования у детей дошкольного возраста представлений о пространстве и форме.Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач.

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы по комплексу «Мате: плюс. Математика в детском саду».

2. Вызвать желание применять инновационное оборудование в работе с детьми.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Мои воспитанники любознательные, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Однако, ребятам, сложно освоить представления о пространстве, симметрии.

Актуальность.

В раннем и дошкольном возрасте закладываются такие понятия и представления как пространственные и временные отношения, служащие основой репрезентации основных математических понятий и действий.

Таким образом, успех итоговых результатов математического образования находится в тесной связи с качеством математического образования на самых ранних этапах. Также успешность освоения программ начальной школы зависит от уровня общего развития детей, приходящих в школу, причем не только от наличия математических представлений и опыта, непосредственно связанных с содержанием математики, но и с рядом личностных характеристик, развитие которых также должно учитываться на ступени дошкольного образования.

В работе с дошкольниками крайне важно корректное применение терминологии как математической, так и других образовательных областей.

Дети очень рано познают трехмерное пространство. Свои первые ощущения они получают именно так: одни объекты находятся вблизи, и их можно схватить, а другие оказываются на недосягаемом расстоянии. В этом пространстве происходит их двигательное развитие, и они постепенно учатся ориентироваться в нем. При этом важны как все грани восприятия, так и интеграция его с другими умственными способностями и моторными навыками. В программе уделяется большое внимание:

- развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, положения в пространстве и понимания пространственных отношений;

- развитию пространственного воображения;

- освоению пространственных понятий.

Игры с кубиками — создание фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, эксперименты с зеркалом, задания в печатных материалах, а также подвижные игры всесторонне охватывают основные задачи развития пространственного восприятия и воображения.

В математике важно использование слов, которые описывают положение объектов или изменения положения: к, у, под, над, между, перед, позади, слева, справа. По мере увеличения словарного запаса ребенка пространственные понятия дифференцируются.

Рассматривая книги с картинками, дети часто называют объекты, которые на них изображены, - животных, людей, предметы. Постепенно дети также должны начать называть и пространственное расположение на картинках. Для подобных описаний особенно хороши сюжетные картинки, но для занятия по освоению пространственных понятий подойдет любая книжка с картинками.

  1. Представление системы работы

Математический материал предназначен для детей дошкольного возраста и может быть использован воспитателями ДОУ в работе со старшими дошкольниками в рамках организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Цель использования материала, который я Вам сегодня представлю: 

Развитие познавательной активности, развитие пространственного воображения, развитию пространственных понятий, и пространственных отношений.

Для того чтобы достичь цели, мы решаем ряд задач, представленных на слайде.

Задачи:

- формирование у дошкольников представлений о пространстве;

- формирование у дошкольников представлений о симметрии;

- развитие у дошкольников узнавания и учет пространственных отношений;

Для развития представления пространственных отношений/пространственные отношения:

- выложить по образцу и описать расположение медведей/геометрических фигур/кубиков на столе по отношению друг к другу;

- расположить предметы в определённом порядке под диктовку или по картинке;

- описать местонахождение объекта на сюжетном игровом поле;

Для развития пространственных отношений:

-представить изменение количества медведей/фишек;

- выложить образец по памяти;

- нарисовать рисунок с помощью трафарета, спланировав рисунок заранее;

- создать симметричные схемы расстановки медведей;

- построить конструкции из кубиков в зеркальном отображении;

- выложить узор из геометрических фигур в зеркальном отображении.

- найти в мешочке объекты одинаковой формы или размера.

Для освоения пространственных понятий:

- выложить по образцу в определенном порядке медведей, геометрические фигуры, кубики на столе, соблюдая их положение, относительно друг друга;

- выложить предметы в определённом порядке по словесному описанию или по картинке;

- составить композиции с помощью штампов по словесному описанию;

- описать расположение определённых предметов на сюжетной картинке;

- найти предмет на сюжетной картинке по описанию его расположения.

Для узнавания и создания симметрии:

- выложить предложенные фигуры из геометрических фигур/мозаичных кубиков/кубиков/медведей в зеркальном отображении;

Придумать самостоятельно симметричные фигуры из геометрических фигур/кубиков/медведей;

- найти ось симметрии в симметричной фигуре/ найти зеркальные карточки с примерами образцов фигур и конструкций из кубиков;

- нарисовать симметричные картинки с помощью трафарета.

3. Проведение имитационной игры

    Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поиграть с материалами «Мате:плюс. Математика в детском саду»

1игра–найти на картине фрагменты;

2 игра–повторить схему расстановки медведей;

3 игра–деревянные кубики;

4 игра–мозаичные кубики.

4. Моделирование

  Уважаемые коллеги! Рассмотрите, пожалуйста, пособия,и подумайте, какие еще задания можно использовать в работе с детьми, какие варианты использования отдельных частей данного математического материала вы можете предложить еще?

5. Рефлексия

У нас имеется поле, поделенное на четыре части с пометками о проведенных играх. Если Вам понравилась первая игра, и вы считаете её применение актуальным, понятным, доступным, нарисуйте круг в секторе с данной игрой, если вторая, треть, четвертая, то в соответствующих секторах.