подвижная игра

Лаврик Яна Анатольевна

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста»

     Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, подвижные и др. Особо следует выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослым или самими играющими.                                                                                              

      Издавна среди детей и молодёжи были широко распространены игры подвижного характера. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.                                                                                    

      Сейчас дошкольники много времени проводят в детском саду. В основной образовательной программе дошкольного образования обязательно отводится место физическому развитию детей. Подвижные игры проводятся,  как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и вне ( прогулка, физкультурный досуг, при смене одного вида деятельности на другой). Основные задачи и цели физического развития предусматривают «сохранение, укрепление и охрану здоровья детей; обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах деятельности, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности; развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях…»

    Подвижная игра-это средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, быстроты, сноровки. Подвижная игра-это эмоциональная деятельность детей, а активные движения, которые они совершают в ходе игры, вызывают у детей положительные эмоции. Необходимость подчиняться правилам, реагировать на сигнал - всё это организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение.

    «Самолёты», «Ловишки», «Лиса в курятнике», «Перепрыгни через ручеёк», «Воробышки» - вот несколько подвижных игр, которые проводятся с детьми среднего дошкольного возраста…Движения, которые входят в подвижные игры, простые и разнообразные - ходьба, бег, прыжки, ползание. Ценность подвижной игры заключается в общей подвижности, в одновременной работе различных групп мышц, а, следовательно, в равномерном их развитии.

     Развитие быстроты и ловкости у дошкольников происходит постепенно и систематически. Такое психофизическое качество, как быстрота развивается в упражнениях и играх, связанных с ускорением (н: ходьба или бег с постепенно нарастающей скоростью); а также в подвижных играх, когда дети убегают от водящего. Психофизическое качество, такое  как ловкость, развивается в упражнениях с внезапным изменением техники движения (н: бежать, присесть, впрыгнуть в обруч); с использованием различных предметов (кегли, кубики, мячики, обручи, скакалки); физкультурного инвентаря (гимнастическая скамейка, шведская стенка), а также в подвижных играх,  когда дети убегают от водящего, ловко меняя направление бега или используя физкультурное оборудование (н: сели на скамейку, впрыгнули в домик-обруч).

    Подвижные игры, направленные на развитие быстроты, ловкости, координации, двигательной активности, оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствует не только физическому, но и нравственному, умственному воспитанию дошкольников. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. При помощи подвижных игр (сюжетных, бессюжетных, игр-забав) ребёнок познаёт мир, осваивает речь. У детей повышается жизненный тонус организма. Игры с движениями наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях.

   Литература

  1.Буцинская П.П , Васюкова В.И, Лескова Г.П .Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1990.-175 с.

  2.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез,2014.-368 с.

 3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-79 с., ил.