"Оздоровительная работа в ДОУ"

Пулбери Наталья Алексеевна

  Здоровье ребенка превыше     всего,

Богатство земли не заменит его.

           Здоровье не купишь, никто не продаст,

                   Его берегите, как сердце, как глаз. 

(Ж. Жабаев)

   Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 

  Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье в ДОУ. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной линии, охраны и укрепления здоровья детей.
    В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

   Именно содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья в ДОУ. 

   Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству  уделяется как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь  технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья  малышей.

    Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

·       медико-профилактические;

·       физкультурно–оздоровительные;

·       технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·       здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

·       валеологического просвещения родителей;

·       здоровьесберегащие образовательные технологии в детском саду.

  Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1.     приобщение детей к физической культуре;

2.     использование развивающих форм оздоровительной работы.

   Цель этих технологий  становление осознанного отношения  ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и  развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение  валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику  самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения. Иными словами,  важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести  здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать  это правильно. 

       Регулярная  физическая культура укрепляет организм, и способствуют повышению иммунитета.  А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

       С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если  она не реализуется в содружестве с семьёй. Повышая  психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в  вопросах укрепления здоровья детей, включает их в процесс активного  взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. Также используются  разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с  жизнью группы, с возрастными  физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями.  Проводимая  дополнительная работа клуба «Здоровячёк»,  позволяет привлечь родителей к  совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

     Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий  повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные  здоровьесберегающие  технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.