Групповой творческий проект "Удалые богатыри и русские красавицы"

Казеева Таисия Александровна

Актуальность гендерного воспитания возникла в нашей стране в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние западной культуры, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей и матерей одиночек, отсутствие мужчин-педагогов в школе и многие другие.

Гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия. Данный проект выступает как один из этапов формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: Дети, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители.

Цель проекта

Формирование гендерной идентичности дошкольников на примере традиционных культурных ценностей, семейного быта и былинных героев русского народа средствами изобразительной творческой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Групповой творческий проект

«Удалые богатыри и девицы красавицы»

Казеева Таисия Александровна

Педагог дополнительного образования

Срок реализации: 4 недели

Возраст: подготовительная группа

 г.п. Пойковский 2018


Гендерное воспитание состоит в индивидуальном подходе к проявлению своей идентичности. Важным моментом гендерного воспитания является необходимость показать ребенку равенство мужчины и женщины, что поможет им в дальнейшем более адекватно оценивать свои возможности и притязания, активизировать личностные ресурсы.

В результате гендерного воспитания формируется социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

В давние времена в России полоролевое (гендерное) воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Актуальность гендерного воспитания возникла в нашей стране в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние западной культуры, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей и матерей одиночек, отсутствие мужчин-педагогов в школе и многие другие.

Гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия. Данный проект выступает как один из этапов формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: Дети, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители.

Цель проекта

Формирование гендерной идентичности дошкольников на примере традиционных культурных ценностей, семейного быта и былинных героев русского народа средствами изобразительной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Расширять представления детей через различные виды изобразительной деятельности о традиционном укладе и быте русского народа.
  2. Знакомить детей с образами былинных героев в литературных произведениях и картинах художников.
  3. Развивать творческие способности воспитанников различными средствами изобразительной деятельности.
  4. Воспитывать уважение к традиционным видам деятельности своего пола.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети знают героев русских былинных эпосов.
  2. Знают основные традиционные виды деятельности по полоролевому признаку.
  3. Знают основные понятия, термины по теме проекта.
  4. Знают художественные произведения русских художников.
  5. Умеют использовать нетрадиционные техники рисования.
  6. Умеют объединять несколько видов изобразительной деятельности в одну творческую работу.
  7. Умеют находить творческие решения при выполнении заданий.
  8. Умеют ориентироваться по схемам при выполнении заданий.
  9. Умеют договариваться и принимать коллективные решения.
  10. Уважительно относятся к культуре и традициям русского народа.

Аннотация

Проект «Богатыри и девицы - красавицы» в первую очередь направлен на реализацию творческого потенциала детей через ознакомление с традиционными, культурными ценностями русского народа и гендерной принадлежностью мужчин (мальчиков) и женщин (девочек).

Так как проект ориентирован на гендерную принадлежность мальчиков и девочек, в нем рассматриваются вопросы традиционных занятий мужчин и женщин в Древней Руси.

На начальном и заключительном этапах проводиться совместная образовательная деятельность девочек и мальчиков. На основном этапе образовательная деятельность проходит по гендерному разделению. Темы занятий актуальны для девочек и мальчиков. В то же время деятельность детей в рамках проекта объединена общей тематикой и сюжетом.

Реализуя проект, направленный на гендерное воспитание, важно понимать, что в рамках полоролевого подхода легко впасть в "ошибочную линию гендера" и начать рассматривать мальчиков и девочек как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между видами не так много, как принято считать.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Основные методы и формы работы:

  1. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок» (англ. cluster - скопление, кисть, рой). Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы ребенка, он позволяет развить мысль, найти творческие идеи, систематизировать и закрепить знания.
  2. Кейс- технологии в дошкольном образовании – это последовательность определенных образовательных ситуаций, которые специально разработаны на основе определенной темы и для дальнейшего их применения в рамках образовательной деятельности. В процессе работы, над ситуацией и поставленной задачей обучающиеся осваивают коллективную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие и творческие решения.
  3. Фротта́ж (фр. frottage - натирание, протирка) - техника переноса на поверхность бумаги текстуры материала рельефа посредством натирающих движений не заточенного карандаша или воскового мелка.
  4. ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ - область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Загадки по методу ТРИЗ (авторы Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко).
  5. «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов» - один из основных приёмов осмысления информации суть которого состоит в постановке вопросов к тексту и поиск ответов на них. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, вопросы-интерпретации, оценивающие вопросы, творческие вопросы, практические вопросы. В проекте использована упрощенная форма данного приема и рассчитана на детей дошкольного возраста.

План проекта

1 этап «Предварительный»

На предварительном этапе педагог подготавливает необходимый для реализации проекта дидактический материал, мультимедийный материал, художественную литературу. Разрабатывает сценарии образовательной деятельности, подбирает изобразительный материал и оптимальные для каждого занятия виды изобразительной деятельности.

Просмотр мультипликационного фильма «Три богатыря». Кинокомпания «Мельница» 2010 г.

Чтение отрывков из былинных произведений о русских богатырях: Алёша Попович и Тугарин Змеевич, Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник.

3.

Беседа по картинам В.М. Васнецова «Богатыри» 1881-1898 г., К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Девушка в русском костюме».

4.

Просмотр презентации «Бытовые и семейные и культурные традиции русского народа»

5.

Ознакомительная образовательная деятельность «Девица-красавица и богатырь-молодец» с применением методического приема «Кластер».

2 этап «Основной»

На данном этапе проводиться образовательная деятельность с детьми по теме проекта. Особенностью основного этапа является разделение детей по гендерному принципу в зависимости от тем занятий.

Образовательная деятельность с детьми включает в себя ряд приемов и технологий:

- Кейс-технология.

- Составление загадок по методу ТРИЗ.

- Интеграция видов детской деятельности.

- Нетрадиционные техники рисования.

Образовательная деятельность (мальчики).

Образовательная деятельность  

(девочки).

1

ОД с применением кейс – технологии.

Тема: «Русская деревянная крепость».

1

ОД по конструированию из бумаги (девочки).

Тема: «Огород у ворот».

2

ОД по конструированию из счетных палочек.

Тема: «Катапульта».

2

ОД по аппликации

Тема: «Окошко в светлице».

3

ОД по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации.

Тема: «Змей Горыныч».

3

ОД по конструированию из ткани.

Тема: «Сонюшки - пеленашки».

4

ОД по рисованию с элементами аппликации с элементами методики ТРИЗ (мальчики).

Тема: «Богатырский шлем»

4

ОД с элементами экспериментирования и интеграцией видов изобразительной деятельности.

Тема: «Девичий кокошник».

3 этап «Заключительный»

На данном этапе происходит заключительная работа с детьми, подведение итогов и закрепление знаний полученных детьми знаний.

Проводиться работа с родителями: совместно с детьми родители делают игру «Девица - красавица и богатырь - молодец».

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Методический прием «Ромашка Блума».
  2. Интеграция видов детской деятельности
  3. Создание настольной игры по теме проекта.

1

Заключительная ОД по конструированию из бумаги.

Тема: «Перчаточный театр». Методический прием «Ромашка Блума»

2

Работа с родителями. Создание настольной игры «Девица - красавица и богатырь - молодец».


Приложение

Конспекты образовательной деятельности

Ознакомительная образовательная деятельность (совместная деятельность).

Тема: «Девица - красавица и богатырь - молодец».

Цель: Знакомить детей посредством изобразительной деятельности с образом богатырей и русских красавиц.

Материалы: Листы бумаги формата А4 с нарисованными образами богатыря и девицы , цветные карандаши или фломастеры.

План ОД.

  1. Рассказать детям о богатырях, роли мужчины в семье и обществе, о роли женщины на Руси с применением методического приема «Кластер».

Технология выполнения:

Посередине чистого листа (магнитной доски) расположить ключевое слово или изображение, которое является «сердцем» идеи, темы. Нашей темой выступает «Богатырь» и «Девица-красавица».

Педагог выкладывает на магнитной доске изображения и предлагает детям высказаться по определенным направлениям: внешний вид (отличия), основные занятия, роль в обществе. Вокруг «накидываются» слова или изображения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»).

Это структура, которая графически отображает размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
  • Для детей дошкольного возраста педагог заранее готовит необходимые изображения матрешек, материалов, элементов росписи, и другие иллюстрации и т.д.

Это необходимо для того, что бы детям было проще воспринимать информацию, так как большинство детей еще не умеет читать и наглядный материал воспринимается намного легче. Если ребенок озвучил, какую либо идею, но подходящего изображения нет, то можно кратко записать ответ или изобразить каким либо символом. Педагог все время должен направлять идеи детей, подсказывать, активизировать ответы, давать возможность каждому ребенку высказаться.

Главным для педагога является то, что с помощью методического приема «Кластер» можно показать полоролевые различия и сходства между мужчиной и женщиной.

  1. Предложить детям раскрасить изображение богатыря и русской красавицы.

Основной этап.

Образовательная деятельность с применением кейс – технологии (мальчики)

Тема: «Русская деревянная крепость».

Цель: Формировать представление детей о строительстве, деревянном зодчестве и назначении крепостных сооружений средствами изобразительной деятельности и образовательной технологии «Кейс».

Материалы: Конверт, пакет с набором материалов для каждой группы детей, салфетки влажные.

План ОД

  1. Продемонстрировать детям презентацию по русскому деревянному зодчеству.
  2. Пояснить особенности проведения образовательной деятельности.

Группа детей делится на 2 или 4 группы, каждой группе выдается папка (конверт) с одинаковым набором инструментов и материалов.

Педагог объявляет задачу:

Объявляется конкурс на самую крепкую и красивую крепость!

Задачи кейса:

  • Дети должны выбрать каждый для себя домик из плотного картона.
  • Дети рассматривают схему крепления домов друг к другу для составления крепости.
  • Дети должны нарисовать деревянные дома крепости художественными материалами из папки
  • Дети должны, суметь договориться между собой и определить какими цветами они будут рисовать домики , что бы получить в итоге одну крепость.
  • Ориентируясь на схему, соединить дома, между собой создав единую крепость.
  • Итоги конкурса будут оцениваться компетентным жюри по определенным критериям.

Критерии оценивания:

  • Единство стиля и цвета при раскрашивании деревянных домиков.
  • Умение передавать изображение бревен и элементы деревянного зодчества.
  • Умение ориентироваться по схеме и собирать части в единое целое.
  • Рассказать о своей крепости и ее жителях.

Содержание кейса:

  • Фломастеры, упаковка на 2-3 человека.
  • Восковые мелки или пастель, цветные карандаши.
  • Картонные дома с фигурными выступами для дальнейшего скрепления между собой.
  • Схема сборки крепости.
  • Домики, части крепости из плотного или коробочного картона.
  • Клей.

Время выполнения задания 30-40 минут.

После выполнения задания каждая группа представляет свой макет русской деревянной крепости.

Можно задать детям наводящие вопросы:

  1. Как называется крепость?
  2. Кто живет в крепость?
  3. Живет ли в крепости богатырь и как его зовут?
  4. Чем занимаются люди, живущие в крепости? И т.д.

Важным условием выполнения детьми заданий является активная помощь педагога, его главной задачей является направление мыслей и действий детей, разъяснение возникающих вопросов и организации общих действий.

Образовательная деятельность по конструированию (мальчики).

Тема: «Катапульта»

Цель: Знакомить детей с древним метательным оружием посредством конструирования из счетных палочек и силиконовых резинок.

Материалы: Счетные деревянные палочки, (палочки от мороженного), резинки для плетения, резинка для денежных купюр, крышки от пластиковых бутылок, бумага для метательных снарядов. Для педагога клей типа «Момент» или «Солид».

План ОД

  1. Предложить детям разделиться на пары.
  2. Каждой паре предоставляется 10 счетных палочек, 12-15 резинок, 1 резинка для денежных купюр, 1 счетная палочка с приклеенной с одного конца пластиковой крышкой.
  3. Так как задание достаточно сложное детям демонстрируется инструкция по сборке катапульты.

Технология выполнения:

Один ребенок соединяет концы четырех палочек резинками, так что бы получился квадрат – это будет основанием. Второй ребенок соединят две палочки с одного конца в виде буквы «Л» - это опоры. Необходимо собрать две такие опоры. Опоры прикрепить резинками к основанию. На левых частях опор укрепите две планки: одну в углублении сверху, вторую - немного ниже середины. Вставить метательный рычаг между двумя планками. Растянуть резинку для купюр, надетую на концы основания сзади. Надеть её снизу на метательный рычаг. Приготовить бумажные метательные снаряды, плотно скомкав бумагу и попробовать катапульту в действии.

Образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации (мальчики).

Тема: «Змей Горыныч»

Цель: Учить детей создавать образ сказочного Змея Горыныча различными видами изобразительной деятельности.

Материалы: Картонная основа в форме Змея Горыныча с подвижными головами, примерный размер 50\50 см. фактурные основы (ткань, пластик и пр.) для техники фроттаж, листы бумаги А4, восковые мелки, фломастеры.

План ОД.

  1. Рассказать о подвиге Добрыни Никитича и его победе над Змеем Горынычем. О роли мужчины как защитника семьи и государства.
  2. Предложить детям украсить Змея Горыныча необычной чешуей.

Технология выполнения:

Дети натирают бумагу различными фактурами, создавая неповторимый узор. Рисуют несколько кругов, овалов или обводят по шаблону, затем вырезают. На каждом круге, овале  можно нарисовать фломастерами любые декоративные элементы. Вырезанную чешую дети приклеивают на форму змея Горыныча.

Образовательная деятельность по рисованию с элементами аппликации с элементами методики ТРИЗ (мальчики).

Тема: «Богатырский шлем»

Цель: Формировать представление детей о богатырском шлеме посредством конструирования из бумаги и рисования.

Материалы: Лист бумаги А3, шаблон шлема, ножницы, фломастеры, восковые мелки или пастель, простые формы из серебристой бумаги, клей, краска «Гуашь» серого цвета, бумага А4 (черновик).

План ОД.

Составление загадок по методу ТРИЗ. Отгадывание и придумывание загадок оказывает значительное влияние на развитие детей. Этот метод способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста и значительно повышает интерес к изучаемой теме. Вносит элемент необычности в уже знакомую тему, помогая ребенку взглянуть на задачу с другой стороны.

Существует несколько приемов составления загадок, вот некоторые из них, которые оптимально подходят в работе с детьми дошкольниками.

  1. .Загадки с опорой на отличия:
  2. Загадки с опорой на сходство (с использованием схемы «..., но не …»).
  3. Загадки с дополнительными оборотами. (пример применения в О.Д. с девочками)

Главной темой загадок будет «Богатырский шлем».

  1. Что бы придумать загадку с опорой на отличие необходимо перед детьми поставить вопросы: на что он похож? чем при этом отличается от этого объекта?

Ответы детей можно фиксировать маркером на доске или ватмане.

Например, ответы могут быть такими:

На что похож?                                 Чем отличается?

  • На шапку Буратино                       Сделан из железа.
  • На короткую трубу ……………...Имеет окончание.
  • На железный кувшин ………   ….Нельзя налить воду

Может получится такая строчка: Серебряный кувшин на голову наденешь, но воду не нальешь.

  1. Что бы применить следующий прием загадки с опорой на сходство необходимо использовать схему «..., но не …».

Какой? Что делает?                    Похожий признак?

Примерные ответы:

  • Защищает, но не щит.
  • Железный, но не сковородка.
  • Богатырский, но не меч.

Получается вот такая загадка, если пояснений не достаточно можно придумать еще несколько.

Такой метод помогает детям изучать тему, при этом самостоятельно инициируя знания. Что бы придумать загадки детям необходимо вспомнить качества, свойства, назначение объекта. Развивается творческое мышление и, конечно же, обогащается речь.

Технология выполнения: 

Лист бумаги А4 сложить пополам, к линии сгиба приложить шаблон и обвести. Сделать прорезь от линии сгиба на расстоянии 6 см от нижнего края. Прорезь не должна доходить до правого края примерно на 5-6 см. Лист бумаги А4 скомкать в виде тычка и окунуть в серую краску, хаотично наштамповать всю поверхность шлема имитируя металл. Приклеить кусочки серебристой бумаги следуя форме шлема. После высыхания краски, восковыми мелками, фломастерами нарисовать узор, имитируя чеканку.

Образовательная деятельность по конструированию из бумаги (девочки).

Тема: «Огород у ворот».

Цель: Познакомить детей с традиционными занятиями женщины посредством конструирования из бумаги образа овощей.

Материалы: бумага ксероксная зеленого цвета, бумага, гофрированная желтого и оранжевого цвета, коробка, обклеенная зеленой бумагой с прорезями оформленная в виде огорода, клей, вода, клеевые кисти, салфетки.

План ОД

  1. Побеседовать с детьми о традиционном труде женщины (выращивание овощей на огороде, приготовление пищи для всей семьи).
  2. Демонстрация презентации или иллюстраций о сельском хозяйстве и приготовлении пищи в Древней Руси.
  3. Предложить детям сделать из бумаги несколько овощей по показу педагога.

Технология выполнения:

Капуста - смочить поролоновой губкой бумагу размером 10\10 см. и смять в комок, придавая форму шара. Вырезать по шаблону капустные листы и приклеить к бумажному шарику таким образом, что бы вырезанные листы как бы огибали шарик.

Репа - из гофрированной бумаги 8\8 см. смять комок в форме шарика, вторым листом 8\8 см. плотно обернуть шарик и скрутить остальную часть листа, в тугой жгут, создавая образ репки с хвостиком. Вырезать по шаблону листы (ботву) и приклеить к репке.

Морковь – скрутить из листа бумаги 5\5 см. жгут и сложить его на две  не равные части, Листом бумаги 8\8 см. обернуть жгут и свернуть конец бумаги, в тугой жгут, формируя тонкий хвост морковки. Вырезать по шаблону листы (ботву) и приклеить к морковке, нарисовать полоски на корнеплоде.

Для закрепления полученных знаний в режимных моментах можно поиграть в русскую народную игру «Капуста»

Правила игры: На полу веревкой обозначается круг – огород. На середину круга складываются находящиеся под рукой вещи, игрушки, платок, шапка и пр. Это – «капуста». Участники игры становятся вокруг огорода по кругу, один из играющих выбирается хозяином огорода. Он садится рядом с «огородом». Хозяин огорода приговаривает песенку и показывает движения.

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правило: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Все овощи сделанные детьми помещаются в прорези коробки для оформления огорода.

Можно предложить детям интересную игру: представить, что в деревянную крепость необходимо доставить овощи, выращенные на огороде. Использовать для этого катапульту, которую сделали мальчики, и попытаться перекинуть все овощи через крепость.

Образовательная деятельность по аппликации с элементами рисования. (девочки).

Тема: «Окошко в светлице».

Цель: Познакомить детей с традиционным женским рукоделием и работой на Руси посредством рисования с элементами аппликации.

Материалы: Цветной картон формата А5, полоски бумаги 15х3 см., полоски бумаги 0,5х16 см., клей, фломастеры.

План ОД

  1. Рассказать детям о быте и традиционных занятиях девочек, девушек и женщин. О светлице – традиционно женской комнате в доме.

Примерный рассказ:

Комната с большими окнами называлась светлица. Светлица - самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались в трёх, или во всех четырёх стенах. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Женщины украшали окошки светлицы занавесками с яркой вышивкой. Они использовались для рукоделий, или других работ. Зимними вечерами девочки, девушки и женщины собирались в светлице пряли шерсть, девочки делали из ткани куколок для игр, девушки готовили себе приданое - шили сарафаны и рубахи, украшали красивой вышивкой. А в ненастную погоду на окошке в светлице оставляли горящую свечу, что бы путник мог найти дорогу домой.

  1. Педагог предлагает сделать красивые окна в светлицу.

Технология выполнения:

Сложить пополам лист цветного картона, формата А5. Приложи к сгибу шаблон размером 5х7см и обвести. Наличник - отрезать полоску бумаги 15х4 см. Сложить пополам, и еще раз пополам. На получившейся сложенной бумаге нарисовать узор, по принципу вырезания снежинки.  Можно вырезать 1- 2 простых элемента. Развернуть полоску и приложить к одной из сторон вырезанного окна. Отметить необходимую длину карандашом и при необходимости отрезать. Обклеить такими полосками по периметру все окно. С обратной стороны окна крестом приклеить тонкие полоски, имитируя оконную раму. Так же с обратной стороны сложив складками приклеить ткань.

При желании, можно оформить все окна на одну картонную основу в форме деревянного дома. Такой дом, может дополнить композицию с крепостью, которую ранее выполнили мальчики.

Образовательная деятельность по конструированию из ткани. (девочки).

Тема: «Сонюшки - пеленашки».

Цель: Учить детей создавать куклу – пеленашку из лоскутков ткани.

Материалы: Кусочек белой хлопчатобумажной ткани примерно размером 8х18 см, треугольник цветной ткани для косынки, цветная яркая хлопчатобумажная ткань размером примерно 10х15 см, узкая тесьма или пряжа для перевязывания пелёнки.

План ОД.

  1. Поговорить с детьми о традициях материнства и детства в России.
  2. Продемонстрировать презентацию или изображения по теме.

Примерный рассказ:

Кукла-Пеленашка, это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней, сглаза. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговички и т.п., только ткани, ленточки, кружева... Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку.

Технология выполнения:

Взять белую ткань и свернуть её в трубочку. Определить с какого конца будет голова, и завязать треугольник ткани как косынку «по-бабьи», на перехлёст под шеей, и обернуть за спину, аккуратно, не надавливая, связать концы. Приготовить цветную ткань и положить на неё куколку так, чтобы голова немного выступала над серединой длинной стороны. Правый конец ткани обернуть вокруг куколки. Нижний конец ткани, свисающий под куколкой, завернуть наверх. Обернуть куколку левым концом пелёнки, получится свёрток. Обмотать пеленашку тесьмой по всей высоте пелёнки, аккуратно завязать. Куколка готова.

Образовательная деятельность с интеграцией видов изобразительной деятельности (девочки).

Тема: «Девичий кокошник».

Цель: Знакомить детей с традиционным русским головным убором –кокошником посредством рисования.

Материалы: Готовая форма кокошника, цветная бумага, карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей.

План ОД

  1. Рассказать детям о русской традиционной женской одежде и головных уборах.

Примерный рассказ:

Коко́шник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом и.т.д.

Для закрепления темы можно использовать уже знакомый по занятию с мальчиками прием из методики ТРИЗ – составление загадок.

  1. Загадки с дополнительными оборотами.

Главной темой загадок является «Кокошник».

Для составления используем такие дополнительные обороты:

 «сначала …, потом …»

 «отдельно …, вместе …»

«для кого-то …, для кого-то …»

«вчера …, сегодня …»

Вместо многоточия добавляем прилагательные или целые фразы. Детям может быть тяжело, использовать обороты в речи, здесь задача педагога подсказать подходящие варианты. Главное помнить, что не все обороты подходят к любой теме, и подобрать оборот, подходящий к определенному объекту.

Например:

  • Сначала ткань и жемчуг, потом красивый убор головной.
  • Отдельно это, нитки ткань и камни драгоценные, а вместе женский головной убор.
  • Вчера голову девицы он украшал, сегодня в музее на полке стоял.

Технология выполнения: Лист бумаги А4 сложить пополам, к линии сгиба приложить шаблон и обвести. Сделать прорезь от линии сгиба на расстоянии 6 см от нижнего края. Прорезь не должна доходить до правого края примерно на 5-6 см. Лист бумаги А4 скомкать в виде тычка и окунуть в гуашевую краску, хаотично наштамповать всю поверхность шлема имитируя ткань. После высыхания краски, восковыми мелками, фломастерами нарисовать узор. Приклеить кусочки серебристой бумаги, следуя форме шлема, имитируя чеканку.

3-ий этап «Заключительный».

Заключительная образовательная деятельность по конструированию из бумаги.

Тема: «Перчаточный театр».

Цель: Закрепить знание детей о былинных героях - богатырях, традиционных культурных ценностях и быте русского народа.

Материалы: Бумага цветная А4, формы голов богатыря и девицы красавицы, клей - карандаш, цветные карандаши, фломастеры.

План ОД.

  1. Опрос воспитанников по теме проекта с применением педагогического приема «Ромашка Блума».

Технология "Ромашка Блума" или «Ромашка вопросов и ответов» достаточно популярен, в мире современного образования и имеет сложную систематику вопросов, которая используется в работе с детьми школьного возраста

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

В работе с дошкольниками систему вопросов можно упростить и использовать технологию как игровой момент.

Для каждой группы детей (мальчики, девочки) приготовлена ромашка с лепестками по количеству детей. Ребенок берет себе лепесток ромашки и отвечает на заданный педагогом вопрос, (вопросы можно написать на лепестках).  

«Ромашка вопросов» для мальчиков.

  1. Как назывался укрепленный оборонительный пункт?
  2. Как называется средство защиты головы война от боевых повреждений?
  3. Объясни, какие основные занятия были у мужчин на Руси?
  4. Объясни, как во времена богатырей защищали города и крепости.
  5. Почему былины о Богатырях были популярны в народе?
  6. Почему «Змей Горыныч» похож на дракона?
  7. Как вы думаете, чем бы занимались богатыри в наше время?
  8. Как вы думаете, если бы вы были богатырями, то какими?
  9. Как вы думаете, как можно использовать катапульту в мирных целях?
  10. Какие мужские занятия дошли до наших времен и как они изменились?
  11. Поделись мнением, сильно ли изменились мужчины со времен былинных богатырей?

«Ромашка вопросов» для девочек.

  1. Как называется девичий головной убор.
  2. Как называется кукла-оберег, которую мама делала для своего новорожденного ребенка?
  3. Объясни, какие обязанности были у девочек, девушек и женщин в давние времена?
  4. Объясни,
  5. Почему женщины одевали кокошник после того как выходили замуж?
  6. Почему «светлица» считалась женской комнатой.
  7. Как вы думаете, если бы не придумали электричество, чем бы занимались современные девочки, женщины по вечерам в наше время?
  8. Как вы думаете, в какие игры можно играть с куклами, которые раньше делали девочки?
  9. Какие женские занятия дошли до наших дней?
  10. Поделись мнением, изменились ли женщины и их образ жизни в наше время?
  11. Поделись мнением, чем должна заниматься современная девушка, девочка?

  1. Выполнить из бумаги перчаточную куклу. Девочки делают куклу девицы-красавицы, мальчики куклу – .богатыря.

Технология выполнения:

Лист бумаги А4 и сложить пополам налево. Загнуть левую сторону вверх на 1,5-2 см. Развернуть и на обратной стороне наметить место для прорези для пальцев. Сложить пополам и склеить край. Определить где будет приклеиваться голова, и загнуть два угла друг к другу в форме конуса, приклеить углы к основе. Раскрасить основу в виде кольчуги для богатыря и сарафана для девицы. Раскрасить заготовку «голову» и приклеить к основе.

  1. Предложить детям обыграть сценку из мультфильма «Три богатыря».


Материал для создания  игры «Девица - красавица и богатырь - молодец».

Настольная игра «Богатыри и девицы-красавицы» сделана по принципу популярной игры «Крестики-нолики»

Крестики-нолики -  логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки». Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами». В традиционной китайской игре используются черные и белые камни. В нашей игре фишками будут «Богатыри» и «Девицы красавицы».

Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.


Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Вот уже 3 недели  на занятиях по изобразительной деятельности  реализуется проект «Богатыри и девицы-красавицы». Осталось выполнить заключительную часть проекта, в которой мы предлагаем Вам поучаствовать и закрепить полученные детьми знания о богатырях, традиционный культуре и быте русского народа.

Предлагаем вам пополнить коллекцию настольных игр нашей группы и сделать  совместно со своим ребенком игру «Богатыри и девицы-красавицы». Для этого необходимо вырезать и раскрасить богатырей и девиц красавиц – они будут фишками для игры. А перекрещенные бревна будут игровым полем

Попробуйте поиграть с Вашим ребенком в эту игру!!!

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-50260.jpghttps://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX10773275.jpg

http://raskonyaga.ru/uploads/posts/2017-09/1504726493_2.jpghttp://raskonyaga.ru/uploads/posts/2017-09/1504726493_2.jpghttp://raskonyaga.ru/uploads/posts/2017-09/1504726493_2.jpghttp://raskonyaga.ru/uploads/posts/2017-09/1504726493_2.jpghttp://raskonyaga.ru/uploads/posts/2017-09/1504726493_2.jpg

Источники:

  • Бударина Т.А. Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии праздников// Текст// Детство –пресс. Спб. 2003 г.
  • Зорина-Лавровская Е. ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки? // http://igra-triz.ru/2015/10/28/triz-dlya-razvitiya-rechi-kak-sochinyat-zagadki/
  • Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 20-31. — URL https://moluch.ru/archive/121/33512/
  • Русанова Л.Ю. Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки // https://infourok.ru/masterklass-po-izgotovleniyu-kuklipelenashki-742869.html
  • История русского кокошника .//https:// obiskusstve .com/ 389381871335115632/ russkij-kokoshnik/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удалые богатыри и девицы красавицы Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» Групповой творческий проект Казеева Таисия Александровна Педагог дополнительного образования Возраст: подготовительная группа г .п . Пойковский 2018

Слайд 2

Актуальность гендерного воспитания возникла в нашей стране в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние западной культуры, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей и матерей одиночек, отсутствие мужчин-педагогов в школе и многие другие. Гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия. Данный проект выступает как один из этапов формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель проекта Формирование гендерной идентичности дошкольников на примере традиционных культурных ценностей, семейного быта и былинных героев русского народа средствами изобразительной творческой деятельности.

Слайд 4

Задачи : Расширять представления детей через различные виды изобразительной деятельности о традиционном укладе и быте русского народа. Знакомить детей с образами былинных героев в литературных произведениях и картинах художников. Развивать творческие способности воспитанников различными средствами изобразительной деятельности. Воспитывать уважение к традиционным видам деятельности своего пола.

Слайд 5

Ожидаемые результаты Дети знают героев русских былинных эпосов. Знают основные традиционные виды деятельности по полоролевому признаку. Знают основные понятия, термины по теме проекта. Знают художественные произведения русских художников. Умеют использовать нетрадиционные техники рисования. Умеют объединять несколько видов изобразительной деятельности в одну творческую работу. Умеют находить творческие решения при выполнении заданий. Умеют ориентироваться по схемам при выполнении заданий. Умеют договариваться и принимать коллективные решения. Уважительно относятся к культуре и традициям русского народа.

Слайд 6

1 этап «Предварительный» На предварительном этапе педагог подготавливает необходимый для реализации проекта дидактический материал, мультимедийный материал, художественную литературу. Разрабатывает сценарии образовательной деятельности, подбирает изобразительный материал и оптимальные для каждого занятия виды изобразительной деятельности. Просмотр мультипликационного фильма «Три богатыря». Кинокомпания «Мельница» 2010 г. Чтение отрывков из былинных произведений о русских богатырях: Алёша Попович и Тугарин Змеевич , Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник. Беседа по картинам В.М. Васнецова «Богатыри» 1881-1898 г., К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Девушка в русском костюме». Просмотр презентации «Бытовые и семейные и культурные традиции русского народа» Ознакомительная образовательная деятельность «Девица-красавица и богатырь-молодец» с применением методического приема «Кластер».

Слайд 8

Совместная ОД «Богатыри и русские красавицы»

Слайд 9

2 этап «Основной» На данном этапе проводиться образовательная деятельность с детьми по теме проекта. Особенностью основного этапа является разделение детей по гендерному принципу в зависимости от тем занятий. Образовательная деятельность с детьми включает в себя ряд приемов и технологий: - Кейс-технология. - Составление загадок по методу ТРИЗ. - Интеграция видов детской деятельности. - Нетрадиционные техники рисования. Образовательная деятельность (мальчики). Образовательная деятельность (девочки). 1 ОД с применением кейс – технологии. Тема: «Русская деревянная крепость». 1 ОД по конструированию из бумаги (девочки). Тема: «Огород у ворот». 2 ОД по конструированию из счетных палочек. Тема: «Катапульта». 2 ОД по аппликации Тема: «Окошко в светлице». 3 ОД по нетрадиционному рисованию с элементами аппликации. Тема: «Змей Горыныч». 3 ОД по конструированию из ткани. Тема: «Сонюшки - пеленашки ». 4 ОД по рисованию с элементами аппликации с элементами методики ТРИЗ (мальчики). Тема: «Богатырский шлем» 4 ОД с элементами экспериментирования и интеграцией видов изобразительной деятельности. Тема: «Девичий кокошник».

Слайд 10

«Деревянная крепость» - «кейс» - технология

Слайд 12

«Змей Горыныч» –динамичная поделка

Слайд 13

Рисование –экспериментирование, футтаж , аппликация.

Слайд 14

Конструирование из счетных палочек «Катапульта»

Слайд 16

ОД « б огатырский шлем»

Слайд 18

ОД «Огород у ворот»

Слайд 19

ОД «Окошко в светлице»

Слайд 21

ОД «Обрядовая куколка « Пеленашка »

Слайд 23

ОД «Девичий кокошник»

Слайд 25

3 этап «Заключительный» На данном этапе происходит заключительная работа с детьми, подведение итогов и закрепление знаний полученных детьми знаний. Проводиться работа с родителями: совместно с детьми родители делают игру «Девица - красавица и богатырь - молодец». Методы и приемы работы с детьми: Методический прием «Ромашка Блума ». Интеграция видов детской деятельности Создание настольной игры по теме проекта. Заключительная ОД по конструированию из бумаги. Тема: «Перчаточный театр». Методический прием «Ромашка Блума » Работа с родителями. Создание настольной игры «Девица - красавица и богатырь - молодец».

Слайд 26

Работа с родителями игра «Богатыри и девицы красавицы» Настольная игра «Богатыри и девицы-красавицы» сделана по принципу популярной игры «Крестики-нолики»

Слайд 28

Источники : Бударина Т.А. Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии праздников// Текст// Детство –пресс. Спб . 2003 г. Зорина-Лавровская Е. ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки? // http://igra-triz.ru/2015/10/28/triz-dlya-razvitiya-rechi-kak-sochinyat-zagadki/ Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 20-31. — URL https://moluch.ru/archive/121/33512/ Русанова Л.Ю. Мастер-класс по изготовлению куклы- пеленашки // https://infourok.ru/masterklass-po-izgotovleniyu-kuklipelenashki-742869.html История русского кокошника .// https :// obiskusstve . com / 389381871335115632/ russkij-kokoshnik /