Портфолио дошкольника или «Копилка успехов».

Федоренко Марианна Викторовна

       Что же такое портфолио дошкольника? Чемоданчик писем, папка с рисунками или коллекция документов, фиксирующих развитие? В прошлые времена портфолио изготовляли, чтобы продемонстрировать его человеку, уважение и внимание которого необходимо было получить, потенциальному работодателю или профессору в академии. А что же на счет детского портфолио? Чьё внимание и уважение оно должно зарабатывать? В первую очередь – самого ребенка!

Применение портфолио – это особая методика, используемая в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение». Направлена методика на осознание детьми собственных успехов в целях стремления к дальнейшему развитию. Главная идея этой методики – раскрыть перед ребёнком его способности и вселить в него уверенность в своих силах.

         Как выглядит портфолио дошкольника в нашем ДОО? Это папка, в которой собраны материалы по разделам: «Обо мне», «Я в детском саду», «Над чем я сейчас работаю», «Чему я хочу научиться: мои цели», «Страницы для тебя». В папке собираются и личные фотоматериалы, и рассказы ребёнка о том, что ему интересно, фиксируются результаты экспериментов, проводимых ребёнком, грамоты за участие в проектах и конкурсах, зарисовки, заметки, детские работы.

Создание портфолио требует усилий и времени, но вместе с тем приносит удовлетворение, объединяя всех участников образовательных отношений. Педагогам портфолио наглядно показывает результаты своей работы, родителям дает возможность быть в курсе повседневной жизни и деятельности ребёнка, чувствовать включенным в процесс его развития. Самому ребёнку портфолио приносит много радости, поскольку ЕГО портфолио «взрослеет» вместе с ним, давая возможность наблюдать за своим развитием.

Каковы же главные правила работы с портфолио?

 Они очень просты.

    Правило 1. Для каждого ребёнка портфолио ведётся систематически.

    Правило 2. Главная тема документации портфолио – навыки, которыми овладел ребёнок.

    Правило 3. Портфолио демонстрирует исключительно успехи ребёнка и никогда не фиксирует неудачи.

    Правило 4. Документы портфолио создаются всеми участника педагогического процесса друг для друга.

Очень важно! Заполнять портфолио вместе с ребёнком, он обязательно должен принимать участие в этом: рисовать, вклеивать фотографии, делать простые записи.

В нашем детском саду в каждой группе ведётся работа по созданию портфолио дошкольников. В каждой группе есть доступная полочка, где лежат портфолио ребят. Дети в «час портфолио» могут свободно подойти, взять портфолио, поработать с ним. Взять домой доказательства своих успехов, поделиться с родителями и вернуть папку в группу. Для родителей проходит просветительская работа: семинары-практикумы, брошюры-консультации, индивидуальные беседы.

Портфолио дошкольника как «Копилка успехов» – один из лучших педагогических инструментов, который позволяет составить комплексное представление о личности ребёнка, его индивидуальных особенностях и динамике развития.

Научите ребёнка добывать знания! Действовать! Взаимодействовать с другими! Полноценно жить!!! Желаем вам счастья, радости и успехов!