Формирование культуры поведения дошкольников через художественную литературу.

Татьяна Ивановна Беляева

Формирование культуры поведения дошкольников через художественную литературу.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными и жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. Ребенок рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным.

Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания. Огромное значение в деле воспитания ребенка имеет та нравственная атмосфера, которая окружает его изо дня в день. В детском саду мы учим детей культуре поведения, общению друг с другом и со взрослыми. И вроде бы дети знают правила, как вести себя с товарищами и правила поведения в общественных местах, но выходя за пределы детского сада, дети поступают не всегда нравственно: ругаются, сквернословят, приходят на территорию детского сада – ломают деревья, рвут цветы.

 Я решила понаблюдать за детьми, с которыми  мы сейчас работаем. Лето я за ними наблюдала. Подобрала литературу для себя по нравственному воспитанию, для родителей и для детей. Одновременно изучила психологические особенности детей среднего возраста. Беседовала с психологом детского сада об особенностях психологического развития детей среднего возраста. Индивидуально беседовала с родителями о поведении детей дома и в общественных местах тех детей, которые «шли» на конфликт. Составила перспективный примерный план для детей средней группы. Подобрала иллюстрации, дидактические игры. На первом родительском собрании познакомила родителей с планом своей работы, с задачами, которые надо будет вместе решать.

Разные методы и приемы использовала в своей работе. Не дожидаясь, пока дети первыми поздороваются со мной, первая здоровалась с ними. Вежливое слово, как добрая фея, дарит настроение и даже лечит людей. Много лет создавались правила людьми, цель которых – прививать чувства меры и красоты в поведении.

Очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым. Важно говорить детям, чтобы они первыми здоровались со взрослыми, предложили стульчик. Разбирали с детьми ситуации: «Кто должен первым войти в группу – девочки или мальчики». Помогают в этом сюрпризные моменты с игрушками. Игрушки рассказывают о хороших поступках или, наоборот, о плохих поступках детей из другой группы и спрашивали – нет ли у них таких детей, которые совершают такие же плохие поступки?

Автор книги Л.Смирнова – Гангнус писала, что: «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы … с приветливо-живой сказки, которая должна войти в дом». Игра и сказка стали добрыми помощниками в воспитании детей. Дети охотно играют в разные игры, но предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых отражают то, что видят. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.

Детям нравится играть в настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Оцени поступок», «Буду делать хорошо и не буду плохо». Оценивая поступки других  детей, дети учатся доброжелательному отношению друг к другу, уважению к окружающим. У детей развивается способность оценивать отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Когда читаю детям сказки, учу детей различать добро и зло. Сказка показывает разные стороны жизни, обогащает эмоциональный мир дошкольника. При помощи сказки в доступной увлекательной форме знакомлю детей с простыми правилами этикета. Сказки помогают детям эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогают воспитанию культурно-гигиенических навыков. Беседовала по книгам о хороших и плохих поступках. Предлагала детям поставить себя на их место. Использовала такие произведения: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, ненецкую сказку «Кукушка». Провела с детьми этическую беседу по содержанию сказки: о заботливом отношении друг о друге. Вежливыми не рождаются, надо воспитывать ее с самого раннего возраста в семье, саду.

Воспитанный ребенок легко и быстро адаптируется в школе. Он легко пойдет на контакт со сверстниками и учителями.