Конспект занятия «Викторина от Буратино» по развитию речи в подготовительной к школе группе

Ильина Оксана Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_rr.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Викторина  от Буратино»

 по развитию речи в подготовительной к школе группе

Подготовила воспитатель Ильина О.С.

     Цель:

  1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
  2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
  3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
  4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я-ласка».
  5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.
  6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса-лисий)
  7. Учить использовать в  своей речи сравнительные слова и обороты.
  8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) — метод сравнения.
  9. Повторение домашнего адреса.

Ход занятия

   Дети встают полукругом. Воспитатель в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел наш старый друг Буратино. Он  хочет с нами провести интересную викторину в играх. А сегодняшнее свое утро мы начинаем не совсем обычно — давайте мы напомним Буратино как вас зовут, но имя свое произнесем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, громко и четко назовите свое ласковое имя. »

   Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Настя-Настенька).

Воспитатель:: «Ребята , но ласково можно назвать не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем  в первую игру от Буратино «Я — ласка».

   Воспитатель называет слово и передает мяч ребенку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок-цветочек, нос-носик, платье-платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки на коленочках).

   Воспитатель спрашивает у детей можно ли продолжить занятие, все ли готовы?  Дети кивают.

Воспитатель:: «Следующее задание от Буратино: нужно назвать такие слова, которые называются синонимами, то есть подобрать слова, близкие по смыслу».

    Дети подбирают синонимы к словам: враг, трудиться, лентяй.

   Воспитатель: «А сейчас Буратино хотел бы узнать, как можно назвать слова   работать-бездельничать. Какие это слова по смыслу и по значению?».

  А я вам немного подскажу,  воспитатель обращается к стихотворной форме.

   Воспитатель: «Скажу я слово «высоко» а ты ответишь...(низко)

                               Скажу я слово «далеко», а ты ответишь...(близко)

                               Скажу тебе я слово «трус» - ответишь ты ...(храбрец)

                               Теперь «начало»  я скажу.-

                                Ну, отвечай... (конец)!»

   Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

 Воспитатель: «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: вперед-назад, вежливый-грубый, трудолюбивый-ленивый, высоко-низко, аккуратный-неряшливый, узкий-широкий, вверх-вниз, вправо-влево, друг-враг, храбрец-трус».

     Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.

   Воспитатель: «А сейчас давайте с вами поиграем в другую веселую игру. Игра эта называется «Чей след?», а поможет нам наши веселые картинки с изображением животных» .

  Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением животных, дети поочередно подходят к столу, выбирают картинку с животным и  говорят ответ:

            Корова — коровий,

            Заяц — заячий,

            Овца — овечий,

            Лошадь — лошадиный,

            Кошка — кошачий,

            Коза — козий,

            Поросенок — поросячий,

            Еж — ежиный,

            Белка — беличий,

            Волк — волчий,

            Лиса — лисий.

   Воспитатель: «Все мы знаем , что животные живут в своих домиках. Как же называются их домики? Расскажем и об этом нашему другу Буратино»

       С помощью картинок проводится игра  «Кто где живет?». Воспитатель показывает картинки с животными, а дети говорят у кого как правильно называется домик :

 муравей-в муравейнике, птичка-в гнезде, медведь-в берлоге, акула-в море (океане), щука- в реке, пчелы-в улье, лиса-в норе, белка -в дупле, волк-в логове, собака-в конуре, курица-в курятнике, овца-в овчарне, конь-в конюшне.

   Воспитатель: «Правильно, ребята. Молодцы. А скажите пожалуйста, у каких животных нет своего домика?»  Ответы детей.

    Воспитатель: «Отлично. Ребята, а Буратино спрашивает,  где же живут мои ребята? Кто может правильно и полностью сказать свой домашний адрес?»  

     Выходят 3-4 человека и проговаривают свой домашний адрес.

   В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:

«Буратино потянулся — раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел- видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать — надо на носочки встать».

         Воспитатель: «А теперь, ребята, давайте покажем как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

  1. Царь, три сына. Сивка — бурка, царевна - «Сивка-бурка».
  2. Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз - «Морозко»
  3. Царь, три сына, Иванушка, конек-горбунок, царевна - «Конек-горбунок»
  4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка, царевна - «Царевна-лягушка»
  5. Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея - «Золушка»

   А теперь,ребята, нужно отгадать  по описанию, про какого животного я буду говорить,  расскажите в каких сказках оно вам встречалось и как в сказках его «называют»:

  • Хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна; встречается в сказках «Лисичка-сестричка и Волк», «Лисичка со скалочкой», «Колобок» и т. д.),
  •  Маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки как бусинки (мышка-норушка; «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.),
  •  Серый, зубами щелк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые (Волк; «Теремок», « Красная шапочка», «Колобок» и т.д.)  

      В.: «Молодцы, ребята. Хорошо справились с Викториной от Буратино. Ему очень понравились ваши ответы и Буратино передал вам сладкие подарки (раздаются конфеты). На этом наша Викторина подошла к концу. Спасибо всем ребятам.»