Работа с родителями в ДОУ

Рубцова Екатерина Валерьевна

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

 

 

 

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

 

С 1 января 2014 года российское дошкольное образование живет «по стандарту». ФГОС подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Приоритет семейного воспитания требует взаимодействия семьи и детского сада. Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Процесс воспитания и обучения ребенка может быть эффективен только, когда родители малыша и воспитатели сотрудничают самым тесным образом.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Выделяют несколько принципов взаимодействия воспитателя и родителей:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

 

  • Индивидуальный подход

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество

Необходимо создавать и поддерживать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрировать заинтересованность коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Подготовка            

Любое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное - качество, а не количество мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Формы работы с родителями имеют 4 основных направления:

  • Познавательное
  • информационно-аналитическое
  • наглядно-информационное
  • досуговое

 

Познавательное направление

 Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

- общие, групповые собрания

- консультации и индивидуальные беседы

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов

- совместные экскурсии;

- открытые НОД

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- семейные проекты

Информационно-аналитическое направление

 Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

- анкетирование

- тестирование

 

Наглядно-информационное направление

 Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

- родительский уголок

- нормативные документы

- объявления и рекламы;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)

- папка-передвижка

- фотовыставки

- выпуск газет

Досуговое  направление

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

- праздники

- развлечения

- знакомство с профессиями родителей

- празднование дней рождения

- выставка семейной коллекции

- дни добрых дел.

 

Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Взаимодействие родителей и детского сада – это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.