Экологическое воспитание дошкольников.

Цыбарова Елена Николаевна

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем.

В моём понятии, актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния.

В соответствии с ФГОС ДОО процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются именно в семье. Поэтому большое внимание я уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), во время которых взрослые и дети:

  • беседуют о своих домашних питомцах,
  • делятся секретами выращивания растений,
  • создают экологические плакаты,
  • готовятся к участию в акциях, посвященных «Дню птиц», «Дню Земли», выставках, смотрах-конкурсах, экологических проектах «Здравствуй, дерево!», «Хоровод цветов», «Парк Победы» и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш»

Экологическое воспитание дошкольников в семье

                                                                                                       

                                                                                                      Воспитатель:Цыбарова Е.Н.

                                                                                 Раздел: Работа с родителями

                                                                   Возрастная группа:

1 младшая группа

 раннего возраста

г. Городовиковск, 2015 г.

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем.

В моём понятии, актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния.

В соответствии с ФГОС ДОО процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются именно в семье. Поэтому большое внимание я уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), во время которых взрослые и дети:

  • беседуют о своих домашних питомцах,
  • делятся секретами выращивания растений,
  • создают экологические плакаты,
  • готовятся к участию в акциях, посвященных «Дню птиц», «Дню Земли», выставках, смотрах-конкурсах, экологических проектах «Здравствуй, дерево!», «Хоровод цветов», «Парк Победы» и т.д.

При организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания  проблем, связанных с экологическим воспитанием. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. Родительское собрание я начала с КВН «Мой край степной», между командами детей «Светлячок» и «Турист», командами родителей « Исследователи» и «Экологи». В КВН были включены различные конкурсы и  вопросники, конкурс песни о насекомых, конкурс «Агрономы», конкурс «Кто, где живет?», вопросники на знание природы Калмыкии. В конце мероприятия подвели итоги, и сделали совместный коллаж о животных степи, на фоне осеннего пейзажа работа получилось очень интересной. Затем после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы. Фотоотчет о проведенном мероприятии мы поместили в газету детского сада «Бальчр».

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали мероприятие с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй, которую я использую - педагогические ширмы, в которых я даю родителям чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Я дала задание:  проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", мы начали с просмотра выставки книг по природе для детей. Показали  родителям сценку, например  «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра я побеседовала с родителями, дала конкретные советы, порекомендовала детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В помощь родителям я сделала брошюру «Игротека для родителей», в которую вошли подборка пальчиковых  и словесных игр на разную тематику.  

          Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В конечном итоге моей работы я получаю не только разносторонне развитую модель выпускника модель выпускника, но и родители становятся активными участниками педагогического процесса

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Приложение 2.

Диагностика.

Для диагностики уровня сформированности экологических знаний я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):

  1. В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
  2. Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
  3. В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:

-представления о сезонных изменениях;

-представления о домашних животных;

-представления о диких животных;

-знания деревьев и кустарников;

- знания об особенностях родного края;

-знания об овощах и фруктах;

-умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;

-бережное отношение к природе;

-навыки ухода за растениями и животными;

-знания о правилах поведения в природе;

-знание экологических игр.