Взаимодействие с воспитателями старшей группы ОНР по программе Н.В. Нищевой. (декабрь)

Беспалова Татьяна Александровна

Еженедельные задания логопеда воспитателям

2 квартал. Декабрь. 1-я неделя

Зима. Зимующие птицы.

  1. Логопедические пятиминутки
  1. Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

 Упражнение «Что лишнее?». Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что)

На наборном полотне 4 картинки, на 3х из них изображена зима, а на 1й –осень. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя и почему. Достаточно предложить 3-4 комплекта картинок.

Упражнение «Кто скорее?» Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Диф-ия звуков [В]- [В,] в словах. Картинки: венок, ведро, вата, вагон, ворона, воробей, весло, вишня, вилка, ворота.

Воспитатель делит детей на 2е команды и предлагает 1й выбрать картинки который начинаются на звук [В], а 2й- со звука [В,]. Побеждает команда которая быстрее справится с заданием.

Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

 

И станет ком снеговиком.

 

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

 

 

Но солнце припечет слегка-

Увы! И нет снеговика!

Б. Егоров

 

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошки ловлю.

 

Я зиму и снег, и снежинки люблю.

 

 

Но где же снежинки?

В ладошке вода?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

 

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

Н. Нищева

Идут по кругу друг за другом, изображая что катят перед собой снежок

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком

«Рисуют» снеговика из 3х кругов разного размера.

Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держат изображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.

 

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного пальца, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного пальца, по ладони левой руки.

На 1й вопрос сжать кулаки, на 2й- разжать.

На 1й вопрос сжать кулаки, на 2й- разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Предметные картинки по теме.

Альбом «Живая природа. В мире животных». Альбом «Круглый год». И. Грабарь «Зимний пейзаж». С. Куприянова «Ранний снег». С. Маршак «12 месяцев». В. Зотов «Снегирь», «Клест - еловик»

 

     

 

Еженедельные задания логопеда воспитателям

2 квартал. Декабрь. 2-я неделя

Домашние животные.

  1. Логопедические пятиминутки
  1. Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

 Упражнение «Расставь по стойлам». Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

На магнитной доске - 3 стойла. Картинки: бык, конь, коза, баран, козел, овца, свинья, корова, кролик, собака.

Воспитатель объясняет, что дети должны рассмотреть картинки, разделить названия животных на слоги, поместить в 1е стойло животных, в названиях которых 1 слог, во 2е – животных, в названиях которых 2 слога и в 3е стойло – животных, в названиях которых 3 слога.

Упражнение «Волшебные часы».

 Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Диф-ия звуков [В]- [Ф] в словах. На часах закреплены картинки: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, подойти к часам и показать о1й стрелкой картинку со звуком [В], а 2й- со звуком [Ф] в названиях.

Подвижная игра «Пес»

Дремлет в будке старый пес.

Как зовут его? Барбос!

Сад вишневый охраняет,

Если кто войдет, поймает.

Мы его перехитрим,

Мимо будки пробежим.

Раз, два, три,

Барбос, лови!

Н.Нищева

 

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Чешская песенка.

В центре группы на корточках сидит ребенок-«пес». Дети свободно двигаются по группе, бегают, прыгают. Поскоками двигаются к ребенку – «псу». Скачут вокруг «пса», дразнят его. На слово «лови» ребенок – «пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце группы.

 

 

 

Показывают, как доят корову.

 

Делают «мордочки» из пальцев.

 

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название молочного продукта.

 

Снова показывают, «как» доят корову.

Предметные картинки по теме.

Альбом «Мир природы. Животные». Альбом «Живая природа. В мире животных». К. Ушинский «Слепая лошадь». Л. Черский «Кот - озорник» (из книги «Задушевное слово»). И. Поневежин «Наша Тоби» (из книги «Задушевное слово»). С. Воронин «Чистопородный Филя» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

 

     

Еженедельные задания логопеда воспитателям

2 квартал. Декабрь. 3-я неделя

Дикие животные.

  1. Логопедические пятиминутки
  1. Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

 Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы.

Упражнение «Кто за деревом ?».

 Совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов пространственного значения.

На магнитной доске -  изображение раскидистого  дуба. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден только ее хвост.

Воспитатель: Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях?

Дети: Это беличий хвост. В ветвях спряталась белка. И т.д.

Подвижная игра «Маленький кролик»

Маленький кролик,

Пушистенький кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

 

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его ушки торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу

В. Егоров

Пальчиковая гимнастика

 «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Русская народная потешка.

 

Скачут по кругу, сделав «ушки» из ладоней и двигая ими вперед - назад.

Останавливаются, держатся за животики.

Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку.

Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.

Показывают, как доят корову.

Делают «ушки» из ладоней

Опять держатся за животы.

Смотрят из – под руки.

Подмигивают, разбегаются.

 

 

Хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца.

 

 

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга попеременно.

 

Предметные картинки по теме.

Альбом «Мир природы. Животные». Альбом «Живая природа. В мире животных». Л. Толстой «Белка и волк». Е. Чарушин «Лисята». «Как заяц спать ложится» (из книги «С любовью к природе»). Русская народная сказка «Три медведя».

 

     

 

 

 

Еженедельные задания логопеда воспитателям

2 квартал. Декабрь. 4-я неделя

Новый год.

  1. Логопедические пятиминутки
  1. Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

 Упражнение «Утенок гуляет». Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Определение места звука [х] в словах.

Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на 3 части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку (Фишке). Воспитатель объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове.

Слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь, хвощ.

Упражнение «Что изменилось?».

 Развитие зрительного внимания, связной речи.

На доске- изображение украшенной елки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами 2е игрушки или убирает одну. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Пальчиковая гимнастика

 «Что принес нам Дед Мороз»

Беспокоит нас вопрос:

« Что принес нам Дед Мороз?»

Открываем мы пакет.

 

И чего в нем только нет!

Апельсин большой душистый,

Зайка беленький пушистый,

Шоколадная лошадка

И для пупсика кроватка,

Два воздушных шарика,

Книжка про смешариков

И такой большой трансформер,

И солдат в парадной форме,

И кокосовый орех, и в мешочке красном смех.

Вот так Дедушка Мороз!

Он сегодня нам принес

Замечательных подарков

Целый, целый, целый воз!

Н. Нищева

 

Хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга попеременно.

Медленно разжимают сжатые кулаки.

Разводят руками, качают головой.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу, сначала на правой, потом на левой руке.

 

 

 

 

 

Качают головой.

Попеременно хлопки в ладошки и удар кулаками.

Показывают руками «целый воз».

Предметные картинки по теме.

Л. Воронкова «Таня выбирает елку» (из книги «Солнечный денек»)