Креативность и социальный интеллект:их взаимосвязь и влияние на развитие личности ребенка.

Скворцова Татьяна Валентиновна

Предлагаем познакомится с результатами исследований, которые были проведены на базе подготовительной группы детского сада. Тема развития креативности, творческого мышления и становления социального интеллекта детей сегодня актуальна как никогда. Нам стало интересно есть ли взаимосвязь между этими двумя факторами, влияют ли они друг на друга или развиваются параллельно. Прочитав статью, вы познакомитесь с результатами этого исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_i_sotsialnyy_intellekt.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность и социальный интеллект:

их взаимосвязь и влияние на развитие личности ребенка.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку - эффективным, успешным в своей профессиональной деятельности, считается адаптированная к внешним социальным реалиям личность, с высоким интеллектуальным потенциалом и нестандартным подходом к решению различного рода вопросов, способным понимать людей и взаимодействовать с ними, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Все вышесказанное обеспечивается высоким уровнем креативности и социального интеллекта, которое демонстрируется личностью. И если становление социального интеллекта начинается в 6-7 лет и заканчивается к подростковому возрасту, то творческое воображение, как основная часть креативности, начинает формироваться с 3 лет. Было решено провести исследования – влияет ли творческое развитии личности на социализацию или они развиваются независимо.

 Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада. В нем принимали участие дети 6-7 лет в количестве 27 человек, из них 14 девочек и 13 мальчиков.

В соответствии с гипотезой исследования, предполагающей, что использование целевых программ, направленных на развитие креативности, будет способствовать повышению уровня социального интеллекта, был подобран диагностический комплекс, состоящий из трех методик, направленных на определение уровня креативности, творческого воображения и социального интеллекта, а именно:

1. Методика диагностики творческого мышления П.Торренса, которая  направлена на диагностику творческого мышления и предназначена для выявления творческих способностей детей 6-18 лет как одного из главных показателей одаренности. Определение одаренности ребенка – сложная и актуальная задача. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Используемый тест входит в изобразительную (фигурную, рисуночную) батарею и называется «Незавершенные картинки». Известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все 10 фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Оценка творческого теста проводится по следующим параметрами:

- оригинальность ( нестандартные варианты выполнения заданий)

- беглость (количество завершенных фигур)

- гибкость( число различных категорий ответов)

- разработанность ( количество значимых деталей, дополняющих исходную стимульную фигуру).

2. Методика изучения детской креативности Е.Е.Туник, которая  позволяет изучить детскую креативность как черту личности ребенка, его способности к творчеству как к процессу, в результате которого он создает что-либо не существовавшее ранее, оригинальное. Методика предназначена для детей в возрасте 6-12 лет. Стимульный материал представляет собой тетрадь с 6 тестовыми заданиями (субтестами). Оценка творческого теста проводится за такими параметрами:

- оригинальность ( нестандартность выполнения)

- беглость (количество созданных ребенком образов или слов)

- гибкость(способность находить разнообразные идеи).

3. Методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда, адаптированную Е.С.Алешиной - Михайловой. Методика включает 4 субтеста. 3 составлены на невербальном стимульном материале и 1 на вербальном. Данные субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Стимульный материал представляет собой набор из 4-х тестовых тетрадей. Каждый тест содержит 12-15 заданий.

Эксперимент был проведен в несколько этапов. На первом этапе были выбраны экспериментальная и контрольная группы. Для этой цели группа была произвольно разделена пополам методом рандомизации.

С целью проверки эквивалентности экспериментальной и контрольной групп до формирующего эксперимента по выбранным методикам в обеих группах был проведен констатирующий эксперимент.

Анализ экспериментальной и контрольной групп показал, что они идентичны как по составу, так и по социальным и психологическим характеристикам. Так же было выявлено, что дети с высоким уровнем креативности имеют и высокий уровень социального интеллекта и наоборот.

На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент, который заключался в проведении тренингов по развитию творческого воображения и мышления.

Ролевые игры, техники и упражнения подобранны таким образом, чтобы они были понятны и просты в применении. На этом этапе активно стимулировалось воображение в поисках собственного понимания, что такое творчество, творческие способности, креативность, интеллект. Для этого было выбрано три способа: 1- на основе выработки «научного определения», 2 - посредством экспрессивной формы, 3 - с использованием ассоциативного ряда. Участники эксперимента обучались, а потом отрабатывали умения в практических ситуациях использовать нестандартные подходы к решению задач.

На третьем этапе исследования, после завершения формирующего эксперимента, через 3 месяца был проведен констатирующий эксперимент в том же объеме и по тому же сценарию, который был использован на первом этапе. Представленные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе после проводимых коррекционно-развивающих мероприятий произошло значительное повышение уровня развития креативности, тогда как уровень социального интеллекта практически не изменился.

В связи с этим можно сделать вывод, что, развивая креативность и творческое воображение  с использованием целевых программ, мы не стимулируем развитие социального интеллекта, для его развития необходимы специальные тренинги. Наша гипотеза о влиянии креативности на уровень социального интеллекта не подтвердилась.