Дидактические игровые упражнения для формирования представлений о числе и количестве

Жалнина Ольга Николаевна

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.  Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.

Источник: https://borgul.ru/2017/03/didakticheskie-igrovye-uprazhneniya-dlya-formirovaniya-predstavlenij-o-chisle-i-kolichestve.html

«Живые числа» Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10. Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10. Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается. Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку. «Путаница» Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности. Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10. Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.  «Какой цифры не стало?» Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности. Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10. Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.  «Убираем цифры» Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности. Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10. Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д. «Игры с цифрами» Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.  Материал: прищепки, полоска 15х10см. Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску  такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре. «Найди цифру»  Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.  Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества. Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой. «Исправь ошибку» Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества. Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.  «Кто первый назовет?» Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти. Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки. Содержание. В ряд  с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.         «Математическая рыбалка» Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка. Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками. Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых? Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать». «Числовые домики» Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10. Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) . На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. «Яблоки в корзине» Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному. Аналогично можно сделать игры  «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др. «Живая неделя» Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели. Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов. Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем  их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный  день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.

Источник: https://borgul.ru/2017/03/didakticheskie-igrovye-uprazhneniya-dlya-formirovaniya-predstavlenij-o-chisle-i-kolichestve.html