Главные вкладки

    «Воспитатель в формировании духовно-нравственного здоровья детей»

    Промская Марина Викторовна

    Тема: «Воспитатель в формировании духовно- нравственного здоровья детей».

     

     

    Развитие и укрепление тела, образование

    и улучшение сердца, способствует правиль-

           ному ходу действия всех природных способ -

                              ностей – вот предмет воспитания. 

                                                                                           А.Ф.Афтоносьев

     

     

     

    Прежде чем рассмотреть суть вопроса, необходимо определиться с основными понятиями, лежащими в основе данной проблемы.

         По определению академика Б.Т.Лихачёва, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

      Нравственность – осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

      Мораль – это традиционная содержательная форма общественного осознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

      Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

      С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит, торможения асоциальных побуждений и действий.

      Педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений. Мораль, будучи внешней, по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения.

      Первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в дошкольном возрасте, - это морально-этические качества личности, т.е. качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой.

      Слова, взятые за эпиграф, отражают значение и содержание духовно-нравственного воспитания. По мнению детского писателя середины 19 века А.Ф. Афтоносьева, в основе нравственного воспитания должны лежать три главные идеи: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному.

      Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Культура – система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей. В нашем современном мире на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подаётся духовная отрава.  Невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту грубо нарушены. Детские мультфильмы, не говоря о кинопродукции и рекламе, перенасыщены антикультурной средой – распущенностью, эгоизмом, потребительством, грубой лексикой и насилием. Подражая именно этому, подрастающее поколение строит своё поведение и взаимоотношения.

      Большая доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Практика показывает, что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу интеллекта. Родители соревнуются, чей ребёнок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце.

      Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Дух, царящий в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

       В основе духовно-нравственного воспитания лежит развитие основных человеческих способностей:

    • нравственной (различение добра и зла);
    • эстетической (различение прекрасного и безобразного);
    • религиозной (различение истинного и ложного).

      Какую бы сторону ребёнка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья даёт ребёнку главное – то, чего не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребёнка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.

      Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей  семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему. Всё это заложено в  христианской культурной традиции, которая ярко выражает духовный опыт человечества.

      Формирование духовно-нравственного здоровья детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всём быть идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни – Истины, Добра, Красоты. Ведь ребёнок принимает всё от Воспитателя -  и благожелательность, и добросердечие, и все другие качества. Любой наш промах без осуждения и оценки примет в своё сердце малыш, возьмёт в свой арсенал качеств.

      Работу по формированию духовно-нравственного здоровья мы, воспитатели, должны строить на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главным духовным ценностям. Нужно воспитывать первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, своим соотечественникам, уважение к другим народам, формировать представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о гармоничной и добродетельной жизни, так как в их основу положена любовь к ближнему.

      Исходя из всего вышесказанного, можно определить структуру духовно-нравственного воспитания.

     

    Цель

      Научить ребёнка строить свои отношения с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений не только со стремлениями других людей, Нои с объективными закономерностями развития тех природных и социальных систем, которые взаимодействуют с ним.

    Задачи

     1.Сформировать механизм нравственного развития.

    2,5-3 года      чувство гордости (заниженная, нормальная, завышенная)

    4-4,5 года      чувство стыда (ребёнок приобретает способность  

     6-7 лет          самостоятельно  преодолевать свои недостатки под

                          воздействием внешней негативной оценки)

    с 5 лет           чувство совести (умение самостоятельно оценивать свои

                         поступки, выделяя в них как положительные, так и

                        отрицательные моменты)

                       чувство долга  перед другими и самим собой (научиться

                       выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную

                       совместную жизнь в социуме)

    с 7-9 лет    чувство ответственности (умение самостоятельно побуждать себя

                     заботиться о других)

     

    2. Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия и освоения норм из всех видов отношений.

     С близкими людьми (забота о близких, проявление чуткости, сочувствия, тактичности, оказания им практической помощи).

    Со сверстниками (умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку).

    С людьми в общественных местах (уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается).

    К самому себе (нравственное саморегулирование) (адекватная самооценка, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля).

    С природой (умение бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения).

    3. Выработка у дошкольников умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.

     

        В процессе формирования духовно-нравственного здоровья ребёнка важно выстраивать взаимоотношения со всеми воспитанниками, основываясь на следующих принципах общения:

    1. Уважение в ребёнке Человека, т.е. учёт его индивидуальности, вера в него и всесторонняя поддержка.
    2. Убеждённость в том, что все дети талантливы: нет неталантливых детей, а есть те, которые пока ещё не нашли себя. Каждый ребёнок неповторим и прекрасен.
    3. Вера в себя: если у ребёнка что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое должно получиться лучше – это »что-то» нужно искать.
    4. Успех рождает успех: основная задача – создать на каждом занятии ситуацию успеха для всех детей, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
    5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого материала и индивидуальное развитие.

      И  в заключение приведу слова С. Ашиковой: «Помните, что у каждого человека большого или маленького (тем более маленького), свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый… И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребёнка, какую «погоду» создают в нём: тёплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать её в смерч, ураганы, землетрясения…».

     

     

    Использованные источники литературы

    Дошкольное воспитание: журнал

    2001. №5. с.9;

    2001. №8. с.27;

    2006. №1. с.14;

    2006. №4. с.30;

    2006. №6. с.21;

    2006. №12. с.104.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc318 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    План работы по теме «Воспитание нравственно – этических понятий у детей дошкольного возраста»

    Тема

    Содержание занятия по развитию речи

    Связь с другими видами деятельности

    Сроки выполнения

    Моя семья

    Работа над понятием «родня» (чтение «Домовёнком Кузей» стихотворения Я.Акима «Моя родня»).

    Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

    Осуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил».

    Беседа на тему «Моя семья – мой дом родной».

    Рисование на тему «Моя семья».

    Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

    Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

    Фотовыставка «Моя семья».

    Сентябрь

    Мой детский сад

    Беседа о важности труда людей, работающих в детском саду.

    Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок малышам.

    Пение песен и чтение стихов о детском саде.

    Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

    Труд по уборке листьев на участке детского сада.

    Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

    Октябрь

    Моё село и район, в котором я живу

    Экскурсия по селу.

    Экскурсия по району на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).

    Игра «Магазин подарков».

    Прослушивание песен о Краснозёрском.и стихотворений местных авторов.

    Экскурсия по району совместно с родителями.

    Рассматривание фотографий детей с изображением в самых красивых местах села и района.

    Изготовление альбома «Природа родного края».

    Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

    Ноябрь

    Я, моё имя и мои права

    Беседы: «Для чего человеку имя», «Мои права».

    Беседа по произведению Дж.Родари «Приключения Чипполино» (о справедливости сказочного государства).

    Игра «Полное и неполное имя».

    Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка».

    Изготовление именных карточек.

    Рисование на тему «Мой лучший друг».

    Развлечение «Друг в беде не бросит».

    Выставка поделок «Руки мамы, руки папы и мои ручонки».

    Декабрь (1-2 недели)

    Новый год

    Беседа о встрече нового года в России и в других странах.

    Составление письма Деду морозу.

    Беседа о новогодних традициях.

    Рисование на тему «Новогоднее представление».

    Аппликация «Ёлка».

    Проведение конкурса»Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

    Акция «Подкормим птиц».

    Декабрь (3 -4 недели)

    Наша Родина – Россия

    Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

    Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина».

    Объяснение значения пословиц о Родине.

    Рассказ о символах России (флаг, герб).

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

    Рисование на тему «Моя Родина».

    Пение русских народных песен, колядок, частушек.

    Рождественское развлечение.

    Народные игры.

    Январь

    Наши защитники Отечества

    Рассказ приглашённого воина (из пап) о защитниках отечества.

    Просмотр видеофильма  «Защитники Отечества».

    Пение песен об армии.

    Чтение стихотворения З.Александровой «Прощание», беседа по содержанию.

    Изготовление подарков для пап и дедушек.

    Спортивное развлечение «Вместе с папой».

    Рисование на тему «Защитник Родины».

    Подвижная игра «Защита границ».

    Рассматривание альбомов о защитниках Отечества.

    Февраль

    Моя мама

    Беседа о мамах.

    Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Как я помогаю ей».

    Пение песен о маме, чтение стихотворений.

    Рисование портрета «Моя мама».

    Изготовление подарка маме.

    Семейные посиделки «Вместе с мамой».

    Март

    Наши космонавты

    Рассказ воспитателя о космонавтах ( с просмотром видеофильма).

    Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей.

    Игра «Космонавты»

    Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».

    Рисование на данную тему.

    Конструирование  космического корабля.

    Апрель

    День Победы

    Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

    Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

    Слушание и пение фронтовых песен.

    Игры (соревновательного характера).

    Экскурсия к памятнику воину.

     Изготовление праздничных открыток.

    Оформление стенда.

    Высаживание цветов на аллею детского сада.

    Май

    Новосибирск – областной центр

    Семейные экскурсии с родителями по городу (в течении лета).

    Рисование на тему «Наш город».

    Рассматривание альбомов о памятных местах Новосибирска.

    Июнь

    Приложение 2

    Инсценировка по мотивам сказки

    « Приключения Чипполино»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Действующие лица:

    - Принц Лимон

    - Сеньор Помидор

    - Чипполино

    - Тыковка

    - Фасолинка

    - Горошинка

    - Музыкант Груша

    - Пёс Мастин

    - Армия Лимончиков

    - Редиска

    - Ведущий – Педагог

    Ведущий:      История эта произошла в крохотном итальянском городке,     жители которого были фрукты и овощи. Хотя с виду они не очень походили на людей, зато думали и говорили, как люди. На окраине города, в маленьком домике жил старый лук Чипполоне со своим сыном – молодым луковкой Чипполино.

    (Из маленького домика под музыку выходят старый Чипполоне и молодой Чипполино. Молодой Чмпполино танцует, а старый Чипполоне сидит на скамейке возле дома).

    Чипполоне: Чипполино! Вместо баловства лучше бы сходил, помог Тыковке построить дом.

    Чипполино: Хорошо отец.

    Ведущий:    И Чипполино пошёл навестить своего друга Тыковку. В это время город посетил сам принц Лимон. Посмотреть на него сбежались все жители городка. Старый Чипполоне тоже хотел посмотреть на принца. Но что же произошло?

    Принц Лимон: Ай! Ай! Поймать разбойника! Немедленно схватить и повесить!

    Чипполоне:    Ваше высочество! Ваше высочество! Это я наступил вам на ногу.

    Принц Лимон: Ты! Взять его!

    Ведущий:        Солдаты схватили его и отвели в тюрьму. А Чипполино в это время был очень далеко.  помогал своему другу Тыковке строить дом.

    Тыковка:   Если взять один кирпич, мало толку в нём,

                       Потому что из него не построить дом.

                       Если пару кирпичей рядом положить.

                        Будет только две стены – неудобно жить.

                        Взять бы много кирпичей, штук примерно пять,

                        Вот бы вышел славный дом, только где их взять? А?

    Ведущий:   И надо же было такому случиться, что мимо прогуливался сам сеньор Помидор. Увидев домик Тыковки, сеньор Помидор выпучил глаза и разразился гневными словами.

    Сеньор

    Помидор:   Ах ты разбойник! Вор! Как ты посмел построить дом в запрещённом месте! Пошёл вон! Здесь будет жить моя собака Мастин Пошёл вон!

    Чипполино: Грабитель!

    Сеньор

    Помидор:     Грабитель! Где грабитель? Покажите его.

    (Чипполино достаёт из кармана маленькое зеркальце и подносит его к сеньору Помидору.)

    Чипполино: Пожалуйста! Узнаёте?

    Сеньор

    Помидор:     Негодяй!

    Ведущий:    Сеньор Помидор захотел схватить Чипполино за волосы, но из волос Чипполино выплеснулся едкий луковый сок. Сеньор Помидор чихнул и разрыдался.

    Сеньор

    Помидор:    (Чипполино) Ты дорого заплатишь за эти слёзы! (Тыковке) А тебя я предупредил!

    (Сеньор Помидор в слезах убегает. Тыковка и Чипполино достраивают дом и прощаются)

    Ведущий:   Не прошло и часа, как принц Лимон и сеньор Помидор пришли к дому Тыковки с ротой солдат.

    Сеньор

    Помидор:   Я тебя предупреждал! Схватить вора!

    Принц Лимон: Как ты посмел построить дом в запрещённом месте?! Посадим его в тюрьму. А дом сломаем.

    Сеньор

    Помидор: У меня есть идея получше. Здесь будет жить мой пёс Мастин. Мастин! Мастин!

    (в зал под музыку вбегает пёс Мастин и селится в домике)

    Мастин:   Я в этом доме буду жить

                     И буду верно вам служить

                     Гав-гав!

    (принц Лимон и сеньор Помидор вместе с ротой солдат и Тыковкой уходят)

    Ведущий: Тыковка убежал и пошёл по дороге очень грустный. Навстречу ему, весело танцуя, шагали Фасолинка и Горошинка.

    Горошинка: Здравствуй, Тыковка, мой друг,

                         Отчего ты грустный вдруг?

    Тыковка:    Грозный Помидор и принц Лимон

                       Выгнали меня из дома вон!

    Фасолинка:  Пойдём с нами к музыканту Груше, может, он нам что – нибудь посоветует.

    Ведущий: Все вместе они пошли к музыканту Груше.

    Тыковка: Здравствуй, музыкант Груша! У меня беда. Грозный Помидор и принц Лимон выгнали меня из дома вон.

    Музыкант

    Груша:      Не печалься! Вокруг так много овощей – значит, много у тебя друзей.

    (Все вместе поют песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём. В этот момент появляется Чипполино)

    Чипполино: Здравствуйте, друзья! Вы не забыли про меня?

    Фасолинка:  Чипполино, твоего отца посадили в тюрьму.

    Чипполино: За что?

    Фасолинка:  За то, что он наступил случайно на ногу самому принцу Лимону.

    Горошинка: Чипполино, ты не можешь Тыковке помочь?

    Чипполино: А что случилось?

    Горошинка: Грозный сеньор Помидор и принц Лимон выгнали его из дома вон!

    Чипполино: Мы сейчас к Лимону все пойдём

                         И порядок быстро наведём

    (Все овощи и фрукты вместе с Чипполино идут к принцу Лимону.

    А принц Лимон и сеньор Помидор играют в шахматы)

    Чипполино: Вы зачем овощам угрожаете.

                         Из своих домов выгоняете,

                         Всем вас надоело бояться,

                        И как Тыковке без дома остаться?

    Принц Лимон: Да как ты посмел кричать на меня! Да я тебя в темнице запру! Вместе с твоим отцом!.

    Чипполино: Ах, так! Сейчас я буду потихоньку раздеваться, а вы все будете слезами умываться!

    (Чипполино начинает раздеваться, а принц Лимон и сеньор Помидор плачут и падают на колени перед Чипполино).

    Принц Лимон

    И сеньор

    Помидор:    Прости нас, Чипполино!

    Чипполино: Немедленно отпустите моего отца и уберите из домика Тыковки собаку. (Чипполино продолжает раздеваться)

    Сеньор

    Помидор: Отпустить Чипполоне1 Мастин! Мастин!

    (Пёс Мастин прибегает к сеньору Помидору и тоже начинает плакать. Чипполоне присоединяется к овощам)

    Чипполоне: Ну, хватит Чипполино! Довольно! Прости их.

    Чипполино: Конечно, ведь нам нельзя ссориться. Ведь мы щедрые дары осени. Так давайте все дружить – это так полезно и приятно.

    (все овощи исполняют танец кота Леопольда «Если добрый ты»)

    ОПЫТ  РАБОТЫ   ПЕДАГОГА

    Тема опыта: «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

    Цель: Выявить педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Определить уровень сформированности гуманных чувств у детей дошкольников.

    2.Выявить  педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

    3. Определить методы и средства воспитания гуманных чувств у детей – дошкольников.

    4. Проследить динамику сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

    ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ

    ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

    (Средняя группа)

    Сроки

                                   

    Тема этических бесед

        Сентябрь

         

    1. Беседа о вежливых словах «Здравствуйте» В Слоухин

    (через сюжетно-ролевую игру «Магазин»)

          Октябрь

    1.Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян

    (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

         Ноябрь

    1. Беседа о совместном труде «Дерево» В Сухомлинский

          (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

       Декабрь

    1.Беседа о товариществе «Что такое хорошо и что такое плохо»

    О. Буцень

    (через сюжетно-ролевую игру «Поезд»)

          Январь

    1.Беседа о трудолюбии «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский

     (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

         Февраль

    1. Беседа о честности «Почему ты вчера не искал мои очки?»

    В. Сухомлинский

    (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

            Март

    1. Беседа о помощи старшим «Речные камешки» А. Седугин

    (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

          Апрель

    1. Беседа о добром поступке «Как Артемка котенка спас»

    А. Седугин

    (через сюжетно-ролевую игру «Больница»)

             Май

    1. Беседа об отношении к животным «Котенок» Л. Толстой

     (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

    ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ     ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

    (Старшая группа)

    Сроки

                                     Тема этических бесед

        Сентябрь

         

    1. Беседа о добре и жадности « Хитрое яблоко»  Т. Понамарева

    2.Беседа о бережном отношении к природе «Почему плачет синичка?»В. Сухомлинский

          Октябрь

    1.Беседа о заботливых и трудолюбивых людях «Переплетчица»

    Б. Заходер

    2.Беседа о культуре поведения «Пока они спорили» М. Майн  

         Ноябрь

    1. Беседа о вежливых словах «Добрые слова» О.Дриз

    2. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Макунец

       Декабрь

    1.Беседа о справедливости «Вова и Валюшка» Л.Успенская

    2. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц

          Январь

    1.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев

    2. Беседа о лени «Четыре девочки» Д.Лукич

         Февраль

    1. Беседа об отношении к старшим «Старый дед и внучек» Л. Толстой

    2. Беседа о бережном отношении к природе «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский

            Март

    1. Беседа об отношении к младшим «Брат и маленькая сестра» Э.Шим

    2. Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский  

          Апрель

    1. Беседа о справедливости «Как мальчики мёд съели» В. Сухомлинский  

    2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский

             Май

    1. Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой

    2.Беседа о вежливых словах «Счастливого пути» Голландская народная песенка

    ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ

    ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

    (Подготовительная группа)

    Сроки

    Тема этических бесед

        Сентябрь

         

    1. Беседа о вежливых словах « Самые слова» Г. Сапгур

    2.Беседа о том, что значит быть добрым и заботливым «Ушки – неслушки» Г. Браиловская

    3. Беседа о чуткости «Заботливая подруга» Н.Дурова

          Октябрь

    1.Беседа о храбрости и трусости «Трус»  

    2.Беседа о справедливости «Совесть» А. Гайдар

    3. Беседа о хороших поступках «Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин

         Ноябрь

    1. Беседа о помощи взрослым «Так или не так?» О. Руцень

    2. Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян

    3. Беседа о чуткости и равнодушии «Плохо» В. Осеева

       Декабрь

    1.Беседа о заботливом отношении к природе «Голубые разведчики» М. Луканичев

    2. Беседа о верности в дружбе «Пёрышко» В. Осеева

    3. Беседа о честности «Это я виноват» Л.Успенская

          Январь

    1.Беседа о справедливости «Лишний» А. Барто

    2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский

    3. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц

         Февраль

    1. Беседа о заботливом отношении к природе « Дедушка и яблонька» К. Ушинский

    2. Беседа о совместном труде «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский

    3. Беседа о  настоящей дружбе «Два товарища» Л. Толстой

            Март

    1. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Маркунец

    2. Беседа о доброте и  честности « Бабка» В. Осеева

    3. Беседа о «волшебных словах» В. Осеева  

          Апрель

    1. Беседа «Сила не право» К. Ушинский.

    2. Беседа о честности «Косточка» Л.Толстой

    3. Беседа о том как важно думать о других «Печенье» В. Осеева

             Май

    1. Беседа о лености и трудолюбии «одно дело делаешь, другого не порть» Б.Шергин

    2.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев

    3.Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой

    Дидактический     материал

     №

    п/п

             Раздел

                          Название

      1

    Иллюстрации к художественным произведениям

    «Дедушка и внучек», «На реке»,

    «Котенок», «9 мая – день Победы», «Заботливая подруга», «Урок дружбы».

     2

    Пословицы и поговорки

    О дружбе, взаимопомощи, о чуткости, о честности, о лени и трудолюбии, о доброте и жадности, о справедливости

    Технические средства обучения

    п/п

    Раздел

    Название

      1

    Аудиокассеты

    «Песни о дружбе»

      2

    Диафильмы

    «Что такое хорошо, что такое плохо», «Косточка», «Моя бабушка», «Котенок».

      3

    Слайды

    «О наших защитниках», «Почему плачет синичка?»

      4

    Грампластинки

    Песни М. Пляцковского «Урок дружбы», А. Шаинского «Голубой вагон»

      5

    Видеокассеты

    «Хитрое яблоко», «Два товарища», «Три сестры», «Косточка», «Где лежало «спасибо»?».

                                   

    Развивающие игры

    п/п

    Раздел

    Название игры

     1

    Дидактические игры

    «Составь картинку», «Составь рассказ», «Скажи наоборот», «Кто больше знает пословиц», «Волшебные слова», «Объясни пословицу».

     2

    Игры - инсценировки

    «Вежливые слова», «Сделай как я», «Правильное решение».

     3

    Игры - соревнования

    «Кто больше назовет вежливых слов»

     4

    Сюжетно-ролевые игры

    «Семья», «Больница», «Поезд», «Магазин»

    Измерители выполнения темы опыта

    п/п

    Диагностика

    Темы

     1

    Методики

    «Незаконченное предложение», «Незаконченные ситуации», «Два дома»,

     2

    Контрольные занятия

    «Урок дружбы», «9 мая – день Победы»

     3

    Наблюдения

    «Проявление гуманных чувств у детей в общении со сверстниками», «Проявление гуманных чувств у детей в общении с воспитателем и со взрослыми», «Поведение детей в различных видах деятельности»

     4

    Беседы

    Беседы на этические темы (см. перспективно- тематическое планирование по возрастам)

    Работа с родителями

    п/п

    Форма

    Содержание

     1

    Консультации

    «Особенности формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста», «Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста», «Духовное воспитание детей», «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста».

     2

    Собрания в группах

    « Как вы относитесь к друзьям своего ребенка».

    • « Учитываете ли вы вкусы и предпочтения своего ребенка».

    •«Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка».

    •  « Как вы сами соблюдаете нормы и правила поведения за столом».

     3

    Оформление папок-передвижек

    «Авторитет – залог воспитания в семье», «Советы родителям – подбор художественных произведений для чтения детям»

     4

    Памятки

    «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей

             дошкольного возраста»

     5

    Тренинги

    «Если ваш ребенок не убрал игрушки», «Добрые слова»

    Учебно–методическая и справочная литература

    п/п

    Название

    Автор

    Издательство

    Год выпуска

    1.

    Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.

    Алябьева Е.А.

    Творческий центр

    2003

     2.

    Азбука нравственности

    Каирова И.А.,

    Просвещение

    1979

     3

    Содержание и методика проведения этических бесед с дошкольниками  

    Богданова О.С.

    Просвещение

    1976

     4

    Дети, взрослые и мир вокруг.

    Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А.

    Просвещение

    1993

     5

    Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада /

    Под ред. А.М. Виноградовой

    Просвещение,

    1980.

     6

    Очень важный разговор.

    Дурова Н.В.

    Просвещение

    2001

     7

    Учим детей общению.  

    Касаткина Ю.В., Клюев Н.В.

    Ярославль,

    1997

     8

    Как научить ребенка поступать нравственно.  

    Курочкина И.Н.

    Просвещение

    2001

     9

    Этические беседы.

    Харламов И.Ф.

    Минск,

    1982

    10

    Этическая беседа «Услышать сердце человека».

    Шаповалова Ф.Д.  

    // Начальная школа. - № 7//,

    1997

    Работа с педагогами ДОУ

    п/п

    Тема

    Форма работы

    Дата

    1

    «Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

    Консультации

    2008г.

    2

    «Этическая беседа – как одна из основных форм воспитания гуманных чувств»

    Доклад на педсовете

    2008г.

    3.

    «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

    Семинар-практикум

    2009г.

     4

    «Эмоции и чувства ребенка»

    Педагогический час

    2009г.

                                Где обобщался материал

    Учебный

    год

    Форма обобщения и тема

    Где опыт работы представлялся

    2008 г.

    Открытые занятия

    «Урок дружбы»

    2009г.

    Педагогическая гостиная

    «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»