«Воспитатель в формировании духовно-нравственного здоровья детей»

Промская Марина Викторовна

Тема: «Воспитатель в формировании духовно- нравственного здоровья детей».

 

 

Развитие и укрепление тела, образование

и улучшение сердца, способствует правиль-

       ному ходу действия всех природных способ -

                          ностей – вот предмет воспитания. 

                                                                                       А.Ф.Афтоносьев

 

 

 

Прежде чем рассмотреть суть вопроса, необходимо определиться с основными понятиями, лежащими в основе данной проблемы.

     По определению академика Б.Т.Лихачёва, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

  Нравственность – осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

  Мораль – это традиционная содержательная форма общественного осознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

  Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

  С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит, торможения асоциальных побуждений и действий.

  Педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений. Мораль, будучи внешней, по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения.

  Первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в дошкольном возрасте, - это морально-этические качества личности, т.е. качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой.

  Слова, взятые за эпиграф, отражают значение и содержание духовно-нравственного воспитания. По мнению детского писателя середины 19 века А.Ф. Афтоносьева, в основе нравственного воспитания должны лежать три главные идеи: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному.

  Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Культура – система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей. В нашем современном мире на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подаётся духовная отрава.  Невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту грубо нарушены. Детские мультфильмы, не говоря о кинопродукции и рекламе, перенасыщены антикультурной средой – распущенностью, эгоизмом, потребительством, грубой лексикой и насилием. Подражая именно этому, подрастающее поколение строит своё поведение и взаимоотношения.

  Большая доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Практика показывает, что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу интеллекта. Родители соревнуются, чей ребёнок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце.

  Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Дух, царящий в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

   В основе духовно-нравственного воспитания лежит развитие основных человеческих способностей:

  • нравственной (различение добра и зла);
  • эстетической (различение прекрасного и безобразного);
  • религиозной (различение истинного и ложного).

  Какую бы сторону ребёнка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья даёт ребёнку главное – то, чего не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребёнка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.

  Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей  семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему. Всё это заложено в  христианской культурной традиции, которая ярко выражает духовный опыт человечества.

  Формирование духовно-нравственного здоровья детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всём быть идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни – Истины, Добра, Красоты. Ведь ребёнок принимает всё от Воспитателя -  и благожелательность, и добросердечие, и все другие качества. Любой наш промах без осуждения и оценки примет в своё сердце малыш, возьмёт в свой арсенал качеств.

  Работу по формированию духовно-нравственного здоровья мы, воспитатели, должны строить на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главным духовным ценностям. Нужно воспитывать первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, своим соотечественникам, уважение к другим народам, формировать представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о гармоничной и добродетельной жизни, так как в их основу положена любовь к ближнему.

  Исходя из всего вышесказанного, можно определить структуру духовно-нравственного воспитания.

 

Цель

  Научить ребёнка строить свои отношения с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений не только со стремлениями других людей, Нои с объективными закономерностями развития тех природных и социальных систем, которые взаимодействуют с ним.

Задачи

 1.Сформировать механизм нравственного развития.

2,5-3 года      чувство гордости (заниженная, нормальная, завышенная)

4-4,5 года      чувство стыда (ребёнок приобретает способность  

 6-7 лет          самостоятельно  преодолевать свои недостатки под

                      воздействием внешней негативной оценки)

с 5 лет           чувство совести (умение самостоятельно оценивать свои

                     поступки, выделяя в них как положительные, так и

                    отрицательные моменты)

                   чувство долга  перед другими и самим собой (научиться

                   выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную

                   совместную жизнь в социуме)

с 7-9 лет    чувство ответственности (умение самостоятельно побуждать себя

                 заботиться о других)

 

2. Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия и освоения норм из всех видов отношений.

 С близкими людьми (забота о близких, проявление чуткости, сочувствия, тактичности, оказания им практической помощи).

Со сверстниками (умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку).

С людьми в общественных местах (уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается).

К самому себе (нравственное саморегулирование) (адекватная самооценка, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля).

С природой (умение бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения).

3. Выработка у дошкольников умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.

 

    В процессе формирования духовно-нравственного здоровья ребёнка важно выстраивать взаимоотношения со всеми воспитанниками, основываясь на следующих принципах общения:

  1. Уважение в ребёнке Человека, т.е. учёт его индивидуальности, вера в него и всесторонняя поддержка.
  2. Убеждённость в том, что все дети талантливы: нет неталантливых детей, а есть те, которые пока ещё не нашли себя. Каждый ребёнок неповторим и прекрасен.
  3. Вера в себя: если у ребёнка что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое должно получиться лучше – это »что-то» нужно искать.
  4. Успех рождает успех: основная задача – создать на каждом занятии ситуацию успеха для всех детей, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого материала и индивидуальное развитие.

  И  в заключение приведу слова С. Ашиковой: «Помните, что у каждого человека большого или маленького (тем более маленького), свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый… И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребёнка, какую «погоду» создают в нём: тёплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать её в смерч, ураганы, землетрясения…».

 

 

Использованные источники литературы

Дошкольное воспитание: журнал

2001. №5. с.9;

2001. №8. с.27;

2006. №1. с.14;

2006. №4. с.30;

2006. №6. с.21;

2006. №12. с.104.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

План работы по теме «Воспитание нравственно – этических понятий у детей дошкольного возраста»

Тема

Содержание занятия по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

Моя семья

Работа над понятием «родня» (чтение «Домовёнком Кузей» стихотворения Я.Акима «Моя родня»).

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Осуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил».

Беседа на тему «Моя семья – мой дом родной».

Рисование на тему «Моя семья».

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

Фотовыставка «Моя семья».

Сентябрь

Мой детский сад

Беседа о важности труда людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок малышам.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Октябрь

Моё село и район, в котором я живу

Экскурсия по селу.

Экскурсия по району на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).

Игра «Магазин подарков».

Прослушивание песен о Краснозёрском.и стихотворений местных авторов.

Экскурсия по району совместно с родителями.

Рассматривание фотографий детей с изображением в самых красивых местах села и района.

Изготовление альбома «Природа родного края».

Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

Ноябрь

Я, моё имя и мои права

Беседы: «Для чего человеку имя», «Мои права».

Беседа по произведению Дж.Родари «Приключения Чипполино» (о справедливости сказочного государства).

Игра «Полное и неполное имя».

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка».

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Выставка поделок «Руки мамы, руки папы и мои ручонки».

Декабрь (1-2 недели)

Новый год

Беседа о встрече нового года в России и в других странах.

Составление письма Деду морозу.

Беседа о новогодних традициях.

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Ёлка».

Проведение конкурса»Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Декабрь (3 -4 недели)

Наша Родина – Россия

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина».

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о символах России (флаг, герб).

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных песен, колядок, частушек.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Январь

Наши защитники Отечества

Рассказ приглашённого воина (из пап) о защитниках отечества.

Просмотр видеофильма  «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Чтение стихотворения З.Александровой «Прощание», беседа по содержанию.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рисование на тему «Защитник Родины».

Подвижная игра «Защита границ».

Рассматривание альбомов о защитниках Отечества.

Февраль

Моя мама

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихотворений.

Рисование портрета «Моя мама».

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Март

Наши космонавты

Рассказ воспитателя о космонавтах ( с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей.

Игра «Космонавты»

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование  космического корабля.

Апрель

День Победы

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к памятнику воину.

 Изготовление праздничных открыток.

Оформление стенда.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Май

Новосибирск – областной центр

Семейные экскурсии с родителями по городу (в течении лета).

Рисование на тему «Наш город».

Рассматривание альбомов о памятных местах Новосибирска.

Июнь

Приложение 2

Инсценировка по мотивам сказки

« Приключения Чипполино»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Действующие лица:

- Принц Лимон

- Сеньор Помидор

- Чипполино

- Тыковка

- Фасолинка

- Горошинка

- Музыкант Груша

- Пёс Мастин

- Армия Лимончиков

- Редиска

- Ведущий – Педагог

Ведущий:      История эта произошла в крохотном итальянском городке,     жители которого были фрукты и овощи. Хотя с виду они не очень походили на людей, зато думали и говорили, как люди. На окраине города, в маленьком домике жил старый лук Чипполоне со своим сыном – молодым луковкой Чипполино.

(Из маленького домика под музыку выходят старый Чипполоне и молодой Чипполино. Молодой Чмпполино танцует, а старый Чипполоне сидит на скамейке возле дома).

Чипполоне: Чипполино! Вместо баловства лучше бы сходил, помог Тыковке построить дом.

Чипполино: Хорошо отец.

Ведущий:    И Чипполино пошёл навестить своего друга Тыковку. В это время город посетил сам принц Лимон. Посмотреть на него сбежались все жители городка. Старый Чипполоне тоже хотел посмотреть на принца. Но что же произошло?

Принц Лимон: Ай! Ай! Поймать разбойника! Немедленно схватить и повесить!

Чипполоне:    Ваше высочество! Ваше высочество! Это я наступил вам на ногу.

Принц Лимон: Ты! Взять его!

Ведущий:        Солдаты схватили его и отвели в тюрьму. А Чипполино в это время был очень далеко.  помогал своему другу Тыковке строить дом.

Тыковка:   Если взять один кирпич, мало толку в нём,

                   Потому что из него не построить дом.

                   Если пару кирпичей рядом положить.

                    Будет только две стены – неудобно жить.

                    Взять бы много кирпичей, штук примерно пять,

                    Вот бы вышел славный дом, только где их взять? А?

Ведущий:   И надо же было такому случиться, что мимо прогуливался сам сеньор Помидор. Увидев домик Тыковки, сеньор Помидор выпучил глаза и разразился гневными словами.

Сеньор

Помидор:   Ах ты разбойник! Вор! Как ты посмел построить дом в запрещённом месте! Пошёл вон! Здесь будет жить моя собака Мастин Пошёл вон!

Чипполино: Грабитель!

Сеньор

Помидор:     Грабитель! Где грабитель? Покажите его.

(Чипполино достаёт из кармана маленькое зеркальце и подносит его к сеньору Помидору.)

Чипполино: Пожалуйста! Узнаёте?

Сеньор

Помидор:     Негодяй!

Ведущий:    Сеньор Помидор захотел схватить Чипполино за волосы, но из волос Чипполино выплеснулся едкий луковый сок. Сеньор Помидор чихнул и разрыдался.

Сеньор

Помидор:    (Чипполино) Ты дорого заплатишь за эти слёзы! (Тыковке) А тебя я предупредил!

(Сеньор Помидор в слезах убегает. Тыковка и Чипполино достраивают дом и прощаются)

Ведущий:   Не прошло и часа, как принц Лимон и сеньор Помидор пришли к дому Тыковки с ротой солдат.

Сеньор

Помидор:   Я тебя предупреждал! Схватить вора!

Принц Лимон: Как ты посмел построить дом в запрещённом месте?! Посадим его в тюрьму. А дом сломаем.

Сеньор

Помидор: У меня есть идея получше. Здесь будет жить мой пёс Мастин. Мастин! Мастин!

(в зал под музыку вбегает пёс Мастин и селится в домике)

Мастин:   Я в этом доме буду жить

                 И буду верно вам служить

                 Гав-гав!

(принц Лимон и сеньор Помидор вместе с ротой солдат и Тыковкой уходят)

Ведущий: Тыковка убежал и пошёл по дороге очень грустный. Навстречу ему, весело танцуя, шагали Фасолинка и Горошинка.

Горошинка: Здравствуй, Тыковка, мой друг,

                     Отчего ты грустный вдруг?

Тыковка:    Грозный Помидор и принц Лимон

                   Выгнали меня из дома вон!

Фасолинка:  Пойдём с нами к музыканту Груше, может, он нам что – нибудь посоветует.

Ведущий: Все вместе они пошли к музыканту Груше.

Тыковка: Здравствуй, музыкант Груша! У меня беда. Грозный Помидор и принц Лимон выгнали меня из дома вон.

Музыкант

Груша:      Не печалься! Вокруг так много овощей – значит, много у тебя друзей.

(Все вместе поют песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём. В этот момент появляется Чипполино)

Чипполино: Здравствуйте, друзья! Вы не забыли про меня?

Фасолинка:  Чипполино, твоего отца посадили в тюрьму.

Чипполино: За что?

Фасолинка:  За то, что он наступил случайно на ногу самому принцу Лимону.

Горошинка: Чипполино, ты не можешь Тыковке помочь?

Чипполино: А что случилось?

Горошинка: Грозный сеньор Помидор и принц Лимон выгнали его из дома вон!

Чипполино: Мы сейчас к Лимону все пойдём

                     И порядок быстро наведём

(Все овощи и фрукты вместе с Чипполино идут к принцу Лимону.

А принц Лимон и сеньор Помидор играют в шахматы)

Чипполино: Вы зачем овощам угрожаете.

                     Из своих домов выгоняете,

                     Всем вас надоело бояться,

                    И как Тыковке без дома остаться?

Принц Лимон: Да как ты посмел кричать на меня! Да я тебя в темнице запру! Вместе с твоим отцом!.

Чипполино: Ах, так! Сейчас я буду потихоньку раздеваться, а вы все будете слезами умываться!

(Чипполино начинает раздеваться, а принц Лимон и сеньор Помидор плачут и падают на колени перед Чипполино).

Принц Лимон

И сеньор

Помидор:    Прости нас, Чипполино!

Чипполино: Немедленно отпустите моего отца и уберите из домика Тыковки собаку. (Чипполино продолжает раздеваться)

Сеньор

Помидор: Отпустить Чипполоне1 Мастин! Мастин!

(Пёс Мастин прибегает к сеньору Помидору и тоже начинает плакать. Чипполоне присоединяется к овощам)

Чипполоне: Ну, хватит Чипполино! Довольно! Прости их.

Чипполино: Конечно, ведь нам нельзя ссориться. Ведь мы щедрые дары осени. Так давайте все дружить – это так полезно и приятно.

(все овощи исполняют танец кота Леопольда «Если добрый ты»)

ОПЫТ  РАБОТЫ   ПЕДАГОГА

Тема опыта: «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: Выявить педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Определить уровень сформированности гуманных чувств у детей дошкольников.

2.Выявить  педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

3. Определить методы и средства воспитания гуманных чувств у детей – дошкольников.

4. Проследить динамику сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ

ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

(Средняя группа)

Сроки

                               

Тема этических бесед

    Сентябрь

     

1. Беседа о вежливых словах «Здравствуйте» В Слоухин

(через сюжетно-ролевую игру «Магазин»)

      Октябрь

1.Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян

(через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

     Ноябрь

  1. Беседа о совместном труде «Дерево» В Сухомлинский

      (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

   Декабрь

1.Беседа о товариществе «Что такое хорошо и что такое плохо»

О. Буцень

(через сюжетно-ролевую игру «Поезд»)

      Январь

1.Беседа о трудолюбии «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский

 (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

     Февраль

1. Беседа о честности «Почему ты вчера не искал мои очки?»

В. Сухомлинский

(через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

        Март

  1. Беседа о помощи старшим «Речные камешки» А. Седугин

(через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

      Апрель

1. Беседа о добром поступке «Как Артемка котенка спас»

А. Седугин

(через сюжетно-ролевую игру «Больница»)

         Май

1. Беседа об отношении к животным «Котенок» Л. Толстой

 (через сюжетно-ролевую игру «Семья»)

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ     ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

(Старшая группа)

Сроки

                                 Тема этических бесед

    Сентябрь

     

1. Беседа о добре и жадности « Хитрое яблоко»  Т. Понамарева

2.Беседа о бережном отношении к природе «Почему плачет синичка?»В. Сухомлинский

      Октябрь

1.Беседа о заботливых и трудолюбивых людях «Переплетчица»

Б. Заходер

2.Беседа о культуре поведения «Пока они спорили» М. Майн  

     Ноябрь

1. Беседа о вежливых словах «Добрые слова» О.Дриз

2. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Макунец

   Декабрь

1.Беседа о справедливости «Вова и Валюшка» Л.Успенская

2. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц

      Январь

1.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев

2. Беседа о лени «Четыре девочки» Д.Лукич

     Февраль

1. Беседа об отношении к старшим «Старый дед и внучек» Л. Толстой

2. Беседа о бережном отношении к природе «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский

        Март

1. Беседа об отношении к младшим «Брат и маленькая сестра» Э.Шим

2. Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский  

      Апрель

1. Беседа о справедливости «Как мальчики мёд съели» В. Сухомлинский  

2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский

         Май

1. Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой

2.Беседа о вежливых словах «Счастливого пути» Голландская народная песенка

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ

ЭТИЧЕСКИХ  БЕСЕД

(Подготовительная группа)

Сроки

Тема этических бесед

    Сентябрь

     

1. Беседа о вежливых словах « Самые слова» Г. Сапгур

2.Беседа о том, что значит быть добрым и заботливым «Ушки – неслушки» Г. Браиловская

3. Беседа о чуткости «Заботливая подруга» Н.Дурова

      Октябрь

1.Беседа о храбрости и трусости «Трус»  

2.Беседа о справедливости «Совесть» А. Гайдар

3. Беседа о хороших поступках «Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин

     Ноябрь

1. Беседа о помощи взрослым «Так или не так?» О. Руцень

2. Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян

3. Беседа о чуткости и равнодушии «Плохо» В. Осеева

   Декабрь

1.Беседа о заботливом отношении к природе «Голубые разведчики» М. Луканичев

2. Беседа о верности в дружбе «Пёрышко» В. Осеева

3. Беседа о честности «Это я виноват» Л.Успенская

      Январь

1.Беседа о справедливости «Лишний» А. Барто

2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский

3. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц

     Февраль

1. Беседа о заботливом отношении к природе « Дедушка и яблонька» К. Ушинский

2. Беседа о совместном труде «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский

3. Беседа о  настоящей дружбе «Два товарища» Л. Толстой

        Март

1. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Маркунец

2. Беседа о доброте и  честности « Бабка» В. Осеева

3. Беседа о «волшебных словах» В. Осеева  

      Апрель

1. Беседа «Сила не право» К. Ушинский.

2. Беседа о честности «Косточка» Л.Толстой

3. Беседа о том как важно думать о других «Печенье» В. Осеева

         Май

1. Беседа о лености и трудолюбии «одно дело делаешь, другого не порть» Б.Шергин

2.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев

3.Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой

Дидактический     материал

 №

п/п

         Раздел

                      Название

  1

Иллюстрации к художественным произведениям

«Дедушка и внучек», «На реке»,

«Котенок», «9 мая – день Победы», «Заботливая подруга», «Урок дружбы».

 2

Пословицы и поговорки

О дружбе, взаимопомощи, о чуткости, о честности, о лени и трудолюбии, о доброте и жадности, о справедливости

Технические средства обучения

п/п

Раздел

Название

  1

Аудиокассеты

«Песни о дружбе»

  2

Диафильмы

«Что такое хорошо, что такое плохо», «Косточка», «Моя бабушка», «Котенок».

  3

Слайды

«О наших защитниках», «Почему плачет синичка?»

  4

Грампластинки

Песни М. Пляцковского «Урок дружбы», А. Шаинского «Голубой вагон»

  5

Видеокассеты

«Хитрое яблоко», «Два товарища», «Три сестры», «Косточка», «Где лежало «спасибо»?».

                               

Развивающие игры

п/п

Раздел

Название игры

 1

Дидактические игры

«Составь картинку», «Составь рассказ», «Скажи наоборот», «Кто больше знает пословиц», «Волшебные слова», «Объясни пословицу».

 2

Игры - инсценировки

«Вежливые слова», «Сделай как я», «Правильное решение».

 3

Игры - соревнования

«Кто больше назовет вежливых слов»

 4

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Больница», «Поезд», «Магазин»

Измерители выполнения темы опыта

п/п

Диагностика

Темы

 1

Методики

«Незаконченное предложение», «Незаконченные ситуации», «Два дома»,

 2

Контрольные занятия

«Урок дружбы», «9 мая – день Победы»

 3

Наблюдения

«Проявление гуманных чувств у детей в общении со сверстниками», «Проявление гуманных чувств у детей в общении с воспитателем и со взрослыми», «Поведение детей в различных видах деятельности»

 4

Беседы

Беседы на этические темы (см. перспективно- тематическое планирование по возрастам)

Работа с родителями

п/п

Форма

Содержание

 1

Консультации

«Особенности формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста», «Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста», «Духовное воспитание детей», «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста».

 2

Собрания в группах

« Как вы относитесь к друзьям своего ребенка».

• « Учитываете ли вы вкусы и предпочтения своего ребенка».

•«Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка».

•  « Как вы сами соблюдаете нормы и правила поведения за столом».

 3

Оформление папок-передвижек

«Авторитет – залог воспитания в семье», «Советы родителям – подбор художественных произведений для чтения детям»

 4

Памятки

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей

         дошкольного возраста»

 5

Тренинги

«Если ваш ребенок не убрал игрушки», «Добрые слова»

Учебно–методическая и справочная литература

п/п

Название

Автор

Издательство

Год выпуска

1.

Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками.

Алябьева Е.А.

Творческий центр

2003

 2.

Азбука нравственности

Каирова И.А.,

Просвещение

1979

 3

Содержание и методика проведения этических бесед с дошкольниками  

Богданова О.С.

Просвещение

1976

 4

Дети, взрослые и мир вокруг.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А.

Просвещение

1993

 5

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада /

Под ред. А.М. Виноградовой

Просвещение,

1980.

 6

Очень важный разговор.

Дурова Н.В.

Просвещение

2001

 7

Учим детей общению.  

Касаткина Ю.В., Клюев Н.В.

Ярославль,

1997

 8

Как научить ребенка поступать нравственно.  

Курочкина И.Н.

Просвещение

2001

 9

Этические беседы.

Харламов И.Ф.

Минск,

1982

10

Этическая беседа «Услышать сердце человека».

Шаповалова Ф.Д.  

// Начальная школа. - № 7//,

1997

Работа с педагогами ДОУ

п/п

Тема

Форма работы

Дата

1

«Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Консультации

2008г.

2

«Этическая беседа – как одна из основных форм воспитания гуманных чувств»

Доклад на педсовете

2008г.

3.

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум

2009г.

 4

«Эмоции и чувства ребенка»

Педагогический час

2009г.

                            Где обобщался материал

Учебный

год

Форма обобщения и тема

Где опыт работы представлялся

2008 г.

Открытые занятия

«Урок дружбы»

2009г.

Педагогическая гостиная

«Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»