Как любить ребёнка?

Саблина Инга Викторовна

Как любить ребёнка?

         Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что самое дорогое в жизни человека?

          Мудрецы говорят, что это мир человеческих переживаний, ощущений и чувств. Именно с ощущений и начинается психика – душа человека. Мир переживаний ребёнка гораздо более яркий, чем у взрослых людей. Вспомните себя в детстве. Тогда и трава была зеленее, и мороженое слаще, и лето краше.

       Эта погружённость в свои переживания порой мешает детям понимать других людей. Поэтому перед родителями часто встает вопрос, как найти подход к ребенку, подобрать ключик к его душе?

      Ключик очень простой – это любить ребенка.

      Любовь.., любимый.., любимая…  Как часто мы произносим эти слова своим родным, близким людям и, конечно, детям! Но что поистине скрывается за этими словами?..  Поразмышляйте над ними, сравнив свои переживания с тезисами Матери Терезы:

Мы думаем, что любовь – это чувство, но она – действие.

Мы думаем, что сердцу не прикажешь, но есть тренинг любви.

Мы думаем, что любовь надо заслужить, но её достоин всякий.

Мы думаем, что противоположность любви – ненависть, но это – страх.

Мы думаем, что любовь – род безумия, но она особый, изощрённый разум.

Мы думаем, что «свет любви» - простая метафора, но любовь действительно освещает всё вокруг.

Мы думаем, что любовь – интим, а она полная открытость.

     Само собой разумеется, что большинство родителей любит своих детей. Однако не всем родителям удается естественным образом проявить сердечную привязанность к своим детям, главным образом потому, что они не знают, как это делать. В результате многие дети не чувствуют, что их искренне, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть. А любовь родителей необходима детям. Ребенок – это цветок, а питает его любовь родителей. Ребенок, не чувствующий родительской любви, напоминает слабенький росток или колючий кустарник в пустыне.

      Даже если родители любят ребенка и проявляют каким-то образом свою любовь, ребенок может не чувствовать этой любви. Дело в том, что у детей разные характеры, и любовь они понимают по-разному.

      Авторы книги «Пять путей к сердцу ребенка» Г. Чепмен и Р. Кэмпбелл рассматривают пять способов выразить свою любовь к ребенку, пять путей к его сердцу, пять «языков» любви. Один «язык» для вашего ребенка родной, он понимает его лучше остальных. Поэтому, если Вы хотите удовлетворить потребность ребенка в любви, определите именно тот способ, который понятен ему лучше всего.

      Пять способов, которыми мы можем проявить свою любовь – это прикосновения, слова поощрения, подарки, время, которое мы проводим вместе с ребёнком и помощь, которую оказываем ему.  Для каждого человека, в том числе и ребенка, один из этих способов является наибольшим выражением любви.

      Прикосновения – один из самых громких голосов любви. Иногда, вместо слов: «Я тебя люблю» - достаточно просто прикоснуться к человеку. Детям необходима ласка, причем ласка одинаково нужна и мальчикам и девочкам. Некоторые родители опасаются, что ласка сделает их мальчиков изнеженными женоподобными созданиями. Это заблуждения. Факты доказывают, что если ребенок уверен в любви окружающих, у него формируется здоровая самооценка и правильная сексуальная ориентация. В зависимости от возраста и ситуации формы прикосновений могут быть разными. Можно ребенка поцеловать, обнять, поправить волосы, погладить по голове, дотронуться до плеча, похлопать по спине. Все это поможет Вам выразить свою любовь к ребенку. Чаще используйте телесно-ориентированные игры и упражнения.

    Игра «Театр прикосновений»

Цель: Снятие эмоционального напряжения

Оборудование: игрушечные палитры с разноцветными красками, «кисточки» - султанчики  разной толщины и ширины, из нарезанного поролона, тканей необычных фактур, лент, мишуры и т. д.

Ход игры: Ребёнок под спокойную музыку «раскрашивает» маму волшебными красками, которые ему нравятся, а затем мама «раскрашивает» малыша красками, которые он выбирает. Обращайте внимание на цвет краски, который выбирает ребёнок для себя и для взрослого: Тёплые тона – говорят о том, что ребёнок ощущает внутренний подъём, активность, настроен на действие и подвижные игры, его эмоциональное состояние достаточно стабильно и гармонично. Холодные цвета – говорят о том, что в данный момент ребёнок склонен к размышлению, созерцанию, его эмоциональное состояние нестабильно, он не уверен в себе, чувствует себя эмоционально незащищённым.

     Слова поощрения – еще один способ выражения любви. Похвала, благодарность, ласковая поддержка, ободряющие слова выражают любовь и заботу. Они дадут ребенку уверенность в себе, помогут почувствовать в себе собственную значимость. Постарайтесь хвалить ребенка хотя бы 3 раза в день.

    Игра «Калейдоскоп»

Цель: профилактика агрессивного поведения

Оборудование: калейдоскоп, обклеенный серебряной или золотой фольгой

Ход игры:  Взрослый спрашивает у детей: «Есть ли у вас сердце? Покажите, где оно находиться? Послушайте, как оно стучит!» (Дети выполняют) Взрослый берёт волшебную подзорную трубу и просит разрешение заглянуть  в сердце одного из детей. Смотрит в калейдоскоп и восклицает: «Да, твоё сердце полно ЛЮБВИ, счастья, тепла и доброты!». Данное упражнение эффективно работает в тех случаях, если ребёнок не идеален (например, обижает детей, дерётся, врёт и т. д.). Чаще всего он начинает задумываться, как стать лучше.

     Игра «Секрет в бумаге»

Цель: Эмоциональное сближение детей и взрослых

Оборудование: 6-7-слойный снежок из разноцветной бумаги с верхним слоем фольги и сюрпризом внутри

Ход игры:  По кругу взрослые и дети под музыку передают «многослойный серебряный снежок». Как только музыка прекращается тот, у кого «снежок»,  разворачивает его, называя ласковое слово. Игра повторяется до тех пор, пока не развернут последний слой цветной бумаги и увидят сюрприз.

       Время – следующий способ выразить свою любовь к ребенку. Проводить время вместе – значит отдать ребенку все внимание целиком. Если «родной язык любви» вашего ребенка время и, если Вы не уделяете ему достаточно времени и внимания, ваш ребенок решит, что Вы на самом деле не любите его. Беседы, игры, совместные чтения, прогулки, семейные обеды помогут ребенку чувствовать себя любимым и желанным. Если у Вас не один ребенок, необходимо найти время на каждого. Это нелегко, но возможно. Когда Вы вместе старайтесь чаще смотреть в глаза ребенку. Добрый, заботливый взгляд поможет донести до сердца ребенка Вашу любовь.

    Игра «Люблю - не люблю»

Цель:   Выяснить   интересы  детей,   узнать,   что   им нравиться и не нравится.

Ход: Все встают в круг. Один из участников игры, делая шаг вперёд, говорит: «Я люблю мороженое». Остальные участники либо соглашаются с этим утверждением и делают шаг вперёд, либо не принимают его, делая шаг назад.

    После игры предложите ребёнку создать плакат «Я люблю!»

Цель: исследовать интересы и склонности ребёнка, развить у него чувство эмпатии (эмоционального сопереживания) к ближайшему окружению.

Ход: Поговорите с ребёнком  о мире чувств, обратите внимание на его чувства, помогите ему подобрать соответствующие слова для определения чувств. Особое внимание уделите чувству под названием «ЛЮБОВЬ». Спросите у малыша, что такое Любовь, с чем или кем можно сравнить это чувство, на что (кого) оно похоже, чем пахнет, какое на вкус и цвет. Узнайте у ребёнка, что (кого) любит ребёнок больше всего? Чем он любит заниматься, что любит кушать, где любит бывать и т. д. Объясните ребёнку, что есть разная степень выраженности чувства Любви (нравиться, симпатично, обожаю и т. п.) пересмотрите с ребёнком семейный фото и видео архивы, где наглядно видны тёплые, трепетные и заботливые отношения между Вами и малышом в семье.

Проявите фантазию, оформив ответы ребёнка в технике «Коллаж», используя фотографии, картинки, наклейки, рисунки самого малыша.

      Для некоторых детей единственный верный путь к их сердцу – подарки. Однако подарок становится символом любви именно тогда, когда ребенок видит, что родители действительно заботятся о нем. Поэтому говорить только на «языке подарков» нельзя, необходимо сочетать его с остальными способами.  В книге «Пять путей к сердцу ребенка» авторы подробно рассматривают, как и что дарить, чтобы подарок не стал способом манипулирования, отблагодарить или подкупить. Если «язык любви» Вашего ребенка подарки – ребенок дорожит им, потому что видит в нем любовь. Когда он смотрит на подарок, он вспоминает, что его любят. Ему не так уж важно – дорогая это вещь или безделица. Главное – Вы подумали о нем.

       Игра «На берегу моря»

Цель:  Сплочение взрослых и детей.

Оборудование: круглый батут, разноцветные шарики пластилина, спички

Ход: Дети и взрослые сидят на коленях вокруг батута, воображая, что они на берегу моря.  Играют с воображаемой водой под музыку: переливают  воду из одной ладошки в другую, двумя ладошками берут воду и умывают личико, бьют ладошками по «воде» (батуту), «брызгают» друг в друга и т. д. А вода не простая, на дне много разноцветных камушков (кусочки пластилина). Выберите себе по одному. Их можно помять, скатать шарик, сделать лепёшку, скрутить в жгутик. Попробуйте превратить его во что-то понятное.

Дети с взрослыми выполняют упражнение, а затем с пожеланиями дарят  свою поделку (сердечко, цветочек, солнышко и др.) друг другу.

      Еще один способ выражения любви – помощь. Помогать детям – не значит полностью обслуживать их. Делайте за него только то, чего он сам делать еще не может. Если родителя помогают детям только тогда, когда они довольны их поведением, это – помощь, но она не говорит о любви. Глядя на таких родителей, дети понимают: человек помогает другому, только когда ему это выгодно. Помощь, выражающая любовь должна быть без каких-либо условий. Когда ребенок просит Вас починить велосипед или куклу, ему не просто хочется, чтобы игрушка вновь была целой, ему нужна Ваша любовь. Задача родителей – услышать эти просьбы и ответить на них. Если мы помогаем ребенку и делаем это с радостью, стараемся от всей души, его душа наполняется любовью.

      Если мы говорим на «языке любви», понятном ребенку, он чувствует нашу заботу, его сердце наполняется любовью. Он становится послушнее, реже капризничает. Он уважает родителей, их слово для него закон.

      Если для доказательства любви использовать все пять способов, ребенок научится дарить свою любовь людям. Он должен уметь это. Только так он вырастет гармоничной личностью и сможет легко адаптироваться в обществе, он станет отзывчивым и заботливым, удовлетворяя свои собственные эмоциональные потребности и потребности окружающих. Чем больше способов выражения любви он знает, тем легче ему будет общаться с будущим супругом, детьми, друзьями, коллегами по работе.

Литература:

Г. Чепмен и Р. Кэмпбелл «Пять путей к сердцу ребенка» 2010

Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет,  Изд. Детство-Пресс, СПб,2010

Поздняков В.Н. Новая телесная терапия для детей и родителей. М., 1998.