Главные вкладки

    Значение личностно- развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя.

    Бакулина Майя Владимировна

    Значение личностно- развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя.

     

    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Одним из принципов подхода является принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном, активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Доказано, что дети дошкольного возраста могут эффективно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений; стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых; интерес к той информации, которую можно применять практически; стремление к разнообразию видов деятельностиПроектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанникавзаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность в рамках работы ДОУ, выделяем следующие этапы разработки и проведения проекта: Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»). Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). Составление вместе с детьми и родителями плана-схемы проведения проекта и размещение ее на информационном стенде. Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми. Проведение экспериментов, занятий, игр, наблюдений – мероприятий основной части проекта. Домашние задания детям и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, выставки работ). Важнейшим видом поисковой деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование — это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новы мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. При работе над проектом считаем необходимым научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. С этой целью используем специальные игры и упражнения, разработанные А. И. Савенковым, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Работу над проектом строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении книжек-самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей. Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение личностно- развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя.

    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Одним из принципов подхода является принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном, активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Доказано, что дети дошкольного возраста могут эффективно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследованию, познанию на основе ощущений; стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых; интерес к той информации, которую можно применять практически; стремление к разнообразию видов деятельностиПроектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанникавзаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность в рамках работы ДОУ, выделяем следующие этапы разработки и проведения проекта: Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»). Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). Составление вместе с детьми и родителями плана-схемы проведения проекта и размещение ее на информационном стенде. Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми. Проведение экспериментов, занятий, игр, наблюдений – мероприятий основной части проекта. Домашние задания детям и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, выставки работ). Важнейшим видом поисковой деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование — это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новы мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. При работе над проектом считаем необходимым научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. С этой целью используем специальные игры и упражнения, разработанные А. И. Савенковым, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Работу над проектом строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении книжек-самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей. Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.