Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе

Туркина Ирина Александровна

Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада

 

Игра «Гости» 


Цель: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка

ком­наты, сервировка стола). 

Игровой материал: Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги. 

Подготовка к игре. Этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в гости». Разучивание песенки «К нам гости пришли». Составление плана игры. 

Игровые роли. Хозяева и гости. 

Ход игры. 

Воспитатель может проводить игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе в вообра­жаемой ситуации, а могут пригласить гостей из другой группы. 

Подготовку к игре педагог начинает с беседы, в кото­рой сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева

 были вежливы по отношению к гостям, предупредитель­ны, употребляли вежливые слова: «будьте добры»,

«по­жалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. 

После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Вос­питатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут. 

Также педагог может разучить с детьми куплет извес­тной песенки с хлопками: 

К нам гости пришли, 

Дорогие пришли, 

Мы не зря кисель варили, 

Пироги пекли. 

И с капустой пирог, 

И с картошкой пирог. 

А который без начинки — 

Самый вкусный пирог! 

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происхо­дить

в ней. Он может подать некоторые идеи более ин­тересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята. 

Один из вариантов игры может быть следующим. Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассажива­ют

их, предлагают самые удобные места. Во время чае­пития гостей занимают интересной беседой, их привет­ливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?». После

чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками,

подвижными или словесными играми. Все это «хозяе­ва» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто

ка­кие развлечения будет проводить. По окончании игры педагогу необходимо коллектив­но обсудить все ошибки, допущенные хозяевами или го­стями. 
 

Игра «День рождения» 


Цель: Воспитание чуткости, внимания. Зак­репление культурных навыков. 
Игровой материал: Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал. 
Подготовка к игре. Беседа об организации дня рожде­ния. Разучивание стихов, придумывание игр,

аттрак­ционов. Составление плана игры. 
Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости. 

Ход игры. 

Педагог предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог

может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распреде­ляются роли, ребята делятся на группы. 
Например, дети, играющие в семью, могут разыг­рать эпизод утра: все встают, умываются, делают заряд­ку, завтракают, затем дети-ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим чле­нам

семьи готовиться ко дню рождения. 
Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбира­ют

на роль учителя, остальные - ученики. Таким обра­зом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья

и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе. 

Содержание игры в день рождения может проводить­ся аналогично содержанию игры в гости: уборка кварти­ры, приготовление угощений, подарков. 

Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают иг­рать

 в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, Чтобы

гостям было весело и хорошо. Они заранее договари­ваются, кто и как будет развлекать гостей, придумыва­ют игры, аттракционы, читают стихи, загадывают за­гадки и т. д. 

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложат­ся спать. 

По окончании игры воспитатель совместно с детьми делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают ин­тересные моменты и ошибки, допущенные в игре. 

Игра «Школа» 


Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Знакомство и приучение дошкольников к

режиму школьной жизни. 
Игровой материал. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пе­налы, картон. 
Подготовка к игре. Экскурсия в школу, беседа с ра­ботниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Шко­ла». Показ фильма или мультфильма о школьной жиз­ни. Беседа по картине «На уроке». Изготовление со­вместно с воспитателем игровых атрибутов: портфелей, пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования,

маленьких палочек, картонных фигурок. 
Игровые роли. Учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица. 

Ход игры. 

Подготовку к игре педагог может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу: «Кто будет

хорошо считать, играть рассказывать, хорошо вести себя, тот пойдет в школу». 

Об экскурсии в школу воспитатель предупреждает де­тей за несколько дней, чтобы они ждали ее, чтобы у

них создалось особое, приподнятое, даже немножко торжественное настроение; «Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вес­ти. В школе мы с вами посмотрим, как ребята хоро­шо

сидят на занятиях, учатся, как отдыхают после за­нятий на перемене». 

Педагог заранее договаривается в школе о времени эк­скурсии, чтобы ребят там ждали и приветливо встретили. Очень хорошо, если школьники приготовят малышам ка­кие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в

школу нужно во время урока, и пока все школьники в классах, педагог проводит детей по коридору,

показывает им, как много в школе классов, рассказывает, что во всех учатся дети, что сейчас в коридоре

никого нет, потому что идет урок, ребята занимаются: они пишут, читают, рассказы­вают, считают. Когда урок закончится, прозвенит зво­нок и ребята выйдут из классов, будет перемена. Также воспитателю надо показать ребятам, что в школе очень чисто, школьники не пачкают полы, стены, не сорят. Они вытирают ноги при входе

 в школу, сами моют пол, подметают, убирают. Они дежурят в раздевалке, классе, коридоре. Надо показать

детям буфет, зал, кабинет вра­ча, мастерскую и рассказать об их назначении. Потом детей следует повести в

класс и показать, как школьники сидят за партами, как аккуратно на парте сло­жены тетради и книги, а на

крючке висят портфели, пока­зать, в каком порядке у детей тетради и учебники - чис­тые, целые, обернуты в обложки. Дети должны увидеть, как ученики встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят ответить, как встают, отвечая учительнице. 

Когда школьники подарят малышам свои поделки, надо, чтобы те не забыли их поблагодарить. После того,

как прозвенит звонок, воспитатель должен объяснить дошкольникам, что урок закончился и школьники сей­час пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и приготовит класс к

новому уроку. Нужно показать, как строем, спокойно, не толкаясь, ребята выходят из класса в коридор, ходят

 по коридору, играют, как по звонку строятся возле сво­его класса и дежурный впускает их в класс, как они

встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попрощаться и

при­гласить их к себе в детский сад. После экскурсии педагогу надо рассмотреть с детьми открытки, картинки,

на которых изображена школьная жизнь, объяснить ребятам непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Затем можно предложить детям на­рисовать рисунки на тему «Школа». 

Через день или два во время прогулки педагог может подойти с ребятами к школе и рассказать им, что школа новая, красивая, светлая, ее строили много рабочих, чтобы детям было удобно учиться, что школу надо бе­речь. Нужно показать детям, как одни дети уходят из школы, другие идут на занятия (если есть вторая смена). 

На занятиях воспитателю совместно с детьми надо изготовить ряд вещей, нужных для игры в «школу»:

скле­ить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, аль­бомы для рисования, покрасить маленькие

палочки, превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пеналы, а пеналы - в

портфели и т. д. Воспитателю следует объяснить детям и показать назна­чение всех школьных

принадлежностей, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным. Так­же ребята готовят кукольные фигурки, вырезают их из картона, рисуют одежду. Когда все приготовления к игре будут сделаны, педаго­гу с детьми хорошо рассмотреть картинку, на которой изоб­ражен какой-нибудь эпизод из школьной

жизни. Можно показать ребятам фильм или мультфильм о школе. 

В начале игры педагог предлагает детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом,

а можно положиться на выдумку детей. Когда школа бу­дет построена, надо устроить в ней класс и коридор,

за­тем оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного

строительного ма­териала или склеенные из картона. Затем педагог раздает ребятам картонные фигурки и

говорит: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к

доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести де­тей в школу, потому что дети еще не знают дороги». 

После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлини­ку.

Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль

бе­рет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет

их учить.

 После этого предлагает родителям попрощать­ся с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им,

показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор,

зал и т. д., по

пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д. 

Дети участвуют в игре с картонными куклами, на­блюдают за тем, что делает воспитательница, которая обыгрывает игрушки. Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители,

 они готовят с ними уроки. 

При последующем проведении игры воспитатель пред­лагает ребятам поиграть самостоятельно. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в

разви­тии замысла, сюжета игры. 

Затем педагог может предложить детям играть в «шко­лу» без кукол. Дети распределяют игровые роли –

учи­тель, ученики, директор, вахтер, уборщица; они ­ дого­вариваются о том, что все роли будут разыгрывать

 по­очередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки,

 ставит оценки, ученики выполняют все его требования; дирек­тор присутствует на уроке, следит за его ходом,

за пове­дением учеников и делает записи в своей тетради; убор­щица убирает коридор, вахтер дает звонок.

После про­ведения всех уроков по расписанию роли меняются. 

Воспитатель может посоветовать ребятам следующие сюжеты игры: одним детям взять с собой в школу

завт­рак, другим - позавтракать в школьном буфете, напом­нить всем детям не опаздывать на урок, слушаться

 учи­тельницу, осторожно переходить улицу по дороге в шко­лу, устроить в школе праздник — украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник ма­лышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д. 

После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки,

на­рушают внутренние правила игры, например, учитель кричит на детей, часто их наказывает, директор и

убор­щица не знают, что им делать в игровых ролях, педагог наталкивает детей на мысль о более правильном

 и инте­ресном ролевом поведении. Лучше, если педагог возьмет на себя роль директора. Это позволит ему обогатить содер­жание игры непосредственно в воображаемой ситуации. Он вызовет к себе в кабинет учителя

и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно со­ставить расписание уроков;- пригласит на работу учите- лей-предметников по

физкультуре, ритмике, пению (что­бы многие дети смогли побывать в активных ролях). 

Игра «Библиотека» 


Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сю­жет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуж­дение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения. 

Игровой материал. Книги, формуляры. 

Подготовка к игре. Экскурсия в библиотеку с после­дующей беседой. Рассматривание картины «Библиоте­карь»

 из серии картин «Кем быть?». Чтение произведе­ния С. Жупанина «Я — библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчи­ков

 в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мо­тивам прочитанных произведений. 

Игровые роли. Библиотекарь, читатели. 

Ход игры. 

Подготовку к сюжетно-ролевой игре вос­питателю следует начать с экскурсии в библиотеку. Во время

экскурсии педагогу надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: аккуратно

стоят на полках, не порваны, не измяты, все подклее­ны, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не

пачка­лась светлая обложка. Также педагогу надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно

брать только чистыми руками, нельзя перегибать ее, мять, загибать уголки, слюнявить пальцы, переворачи­вая страницы, облокачиваться на нее, бросать, и т. д. Воспитатель объясняет детям, что каждую книгу долж­ны прочесть много ребят. Если сначала один ребенок будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще один,

потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят

чи­тать ее и смотреть в ней картинки. 

Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь: он выдает книги, записывает

на­звание в личный формуляр, принимает книги, следит за их сохранностью и т, д. Также нужно осмотреть с детьми читальный зал и объяснить его назначение: тол­стые книги разрешается брать для чтения домой, а

жур­налы, газеты и книжки-малышки можно читать в чи­тальном зале. 

Для закрепления полученных на экскурсии знаний и впечатлений педагог может провести с детьми беседу

по картине «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?», а также беседы по открыткам, рисункам,

изображаю­щим библиотеку, читальный зал, читающих детей, де­тей, получающих книгу от библиотекаря,

и т. д. 

В группе педагог может предложить ребятам открыть «Книжкину мастерскую» по ремонту книг. Ребята

при­водят в порядок все имеющиеся книги: подклеивают их, разглаживают помятые листы, оборачивают

 книги и пишут на обертках названия. 

Так же воспитатель может провести ряд занятий, чтобы научить детей культурно обращаться с книгами. 

На занятиях изобразительной деятельностью можно предложить ребятам сделать различные закладки

(для себя и в подарок родителям) и научить ими пользо­ваться (закладки должны лежать во всех книгах,

кото­рые дети не дочитали). После этого педагог может пред­ложить ребятам в каждую книгу вклеить

маленький кар­машек для листочка с названием этой книги и привлечь к изготовлению для игры картотеки

 с абонементными карточками. 

Следующим этапом при подготовке к игре может быть выставка рисунков детей по мотивам прочитанных

про­изведений. 

После этого воспитатель говорит детям, что в группе можно организовать свою библиотеку. Для этого дети должны аккуратно поставить на полку книги, а дежур­ные каждый день будут следить за порядком на полке

очень строго. 

Когда все книги в группе будут приведены в порядок и поставлены на полку, воспитатель вместе с детьми

может прочитать произведение С. Жупанина «Я - биб­лиотекарь», рассмотреть иллюстрации к «Книжке про книжки»

С. Я. Маршака и побеседовать об изображен­ном: Хороший ли мальчик нарисован? Почему дети ду­мают, что

 он плохой? Аккуратно ли он обращался с книжками? Как надо с ними обращаться? и т. д. Также можно

показать ребятам фрагменты фильма или мульт­фильм о книгах и правилах пользования ими. 

Для проведения игры в первый раз педагогу надо при­нести в группу несколько новых книг, которых дети

рань­ше не видели. Можно использовать киижки-малышки и самодельные книжки. 

Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. В первой игре библиотекарем становится воспитатель. Библиотекарь за­водит абонемент на каждого читателя, в который

он вкла­дывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читате­лю. Принимая книгу от читателя,

библиотекарь внима­тельно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе

с читателем библиотекарь спра­шивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, что­бы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на

транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобу­се

только посмотреть картинки и т. д. 

В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.  При последующем проведении

игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжета­ми (например, с играми в

«семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).