Правдивость и деликатность в жизни дошкольников
Правдивость и деликатность в жизни дошкольников.
Одно из важных качеств личности, начало которого закладывается в дошкольном детстве – честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку. Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать – будут упрекать. Вот здесь и проявляется формирующийся характер. Что победит – трусость или мужество и правдивость? Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу – рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку – он сам должен разобраться в поступках героев.
Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к конкретным действиям. Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить размышления. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызвало готовность поступать так же, как герой литературного произведения. Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку. Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытство ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением – ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.
Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное – не причинять боли другому человеку. Заметим, что воспитание такой сдержанности – дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае.