Педагогическая диагностика.

Герасимова Юлия Владимировна

Педагогическая диагностика как инструмент и проблема  образовательной практики.

Она позволяет корректировать  процесс обучения и воспитания в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов.

Цели :

1. Помогает изучать, узнавать, понимать воспитанника.

2.Помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальности ребенка.

3.Помогает оценить уровень обученности , воспитанности и развития ребенка.

4. Помогает оценить результативность своей профессиональной деятельности.

Функции диагностики :

1. Не оценочная. Мы воспитанника узнаем- а не оцениваем.

Нельзя оценивать воспитанника.

 2. Оценочная.

Перед  оценочной диагностикой желательно проводить  педагогическую рефлексию.

Педагогическая рефлексия « Светофор»

4 столбца :

1.столбец - дети , которых мы рады видеть.- зеленый.

2.столбец  – дети, которых не хотим видеть.- красный.

3.столбец – оставшиеся дети ( нейтральное отношение)- желтый.

4.столбц – дети, которых мы забыли.- черный.

Смотрим на преобладание цвета ( д.б. зеленый – профессия нравится дети радуют.

Красный- дети не ваш конек. Желтый- молодой педагог, новые дети, или педагог который не очень общается с детьми.)

Важно изучать, поддерживать и развивать индивидуальные особенности детей – интересы, склонности, способности, ценностные ориентации; воспитывать уверенность в себе, умение взаимодействовать с социальным окружением, управлять своим поведением.

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.

Данная диагностика проводится за год до поступления в школу и позволяет выявить проблемные с точки зрения готовности к школе сферы. За год до школы можно помочь ребенку в решении выявленных проблем, однако если время было упущено в предыдущие годы, полностью решить все проблемы будет сложно.

В конце учебного года целесообразно еще раз провести эту диагностику и оценить степень решения поставленных задач.

Предмет диагностики: готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе.

Задачи педагогической диагностики:

1.      Изучить готовность группы детей старшего дошкольного возраста к школе

2.      Выявить проблемы готовности, характерные для детей данной группы

3.      Выявить достижения и проблемы каждого ребенка в аспекте готовности к школе

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе , наблюдая за предпочитаемыми занятиями.

Самооценка .

Наблюдение позволит выявить детей с неадекватной оценкой. Так,  ребенок с заниженной самооценкой обычно говорит тихо, не смотрит в глаза собеседнику, проявляет нерешительность в ситуации выбора, часто застенчив.

Ребенок с завышенной самооценкой обижается на критику, громко спорит, обвиняет в неудачах других, некритичен к результатам собственной деятельности.

Низкая самооценка может маскироваться  напористостью, конфликтностью, проявлениями агрессивности в общении. Для уточнения Ваших предположений  целесообразно использовать методику «Лесенка». Она описана в статье Т.А. Березиной.

Самоконтроль.

Проведите (индивидуально или с небольшой подгруппой детей) игру, например, «Да и нет не говорите». Ребенку задаются вопросы, отвечая на которые  запрещается говорить слова «да» и «нет».

Графический диктант (Д.Б. Эльконин). Проводится фронтально со всей группой детей.

Произвольность поведения.

 Наблюдение : Ребенок проявляет произвольность в поведении, если способен длительное время (7-10 минут без отвлечений) занимать себя деятельностью, которая требует внимания и сосредоточенности.

Как оценивать готовность к взаимодействию с новым социальным окружением?

Значительная часть трудностей в обучении детей связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиваться на учебном действии.

Спросите его, что он больше хочет делать вместе с вами: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым.

Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению.

Воспитывайте интерес к школе: через рассказы о школе, просмотр фильмов и пр. развивайте познавательные интересы через экспериментирование, исследовательскую деятельность. Используйте систему игр, способствующих развитию произвольного поведения (это игры с правилами на сдерживание, на запрет).

Вам помогут книги:

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментирование в детском саду. – СПб., 2007.

Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1999

Если выявлена неготовность к взаимодействию с новым окружением.

Развивайте умение общаться, вступать в контакт, договариваться. Вам помогут книги:

Пазухина И.А. Давай познакомимся! СПб., 2004.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.

Если выявлена неготовность к освоению учебной деятельности

Используйте игры на развитие психических процессов. Развивайте исследовательскую деятельность ребенка. Вам помогут книги:

Гатанов Ю.М. Развиваем логику и сообразительность.- М., 2001.

Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – М., - СПб., 2004.