Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

    Прыткова Елена Ивановна

     «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

    В.А. Сухомлинский

    Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

    Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.

    Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.

    Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

    В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

    Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.

    Моя работа проходила в несколько этапов.

    На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.

    Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

    На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.

    Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:

    1. Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
    2. Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
    3. Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

    В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:

    - словесный метод;

    - наглядно-действенный метод;

    - практический метод;

    - игровой метод.

    Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.

    Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.

    Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.

    Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:

    - обыгрывание той или иной ситуации,

    - прием появления игрушки, сказочного персонажа;

    - помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;

    - использование сюрпризных моментов.

    Мною определены следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:

    1. Игры с мелкими предметами;
    2. Пальчиковые игры;
    3. Дидактические игры.

    Игры с мелкими предметами:

    Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.

    • мозаика;
    • пазлы;
    • конструктор;
    • пирамидки;
    • игры-вкладыши;
    • игры-шнуровки;
    • игры-лабиринты;
    • игры с прищепками
    • игры с палочками и т.д.

    Например, это игры:

    Мозаика (разного диаметра),

    Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)

    Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,

    Пирамидки

    Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,

    Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»

    Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»

    Игры-лабиринты

    Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.

    Пальчиковые игры:

    Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

    • скороговорки;
    • чистоговорки;
    • стихи;

    В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.

    Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.

    Дидактические игры:

    • «Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
    • «Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
    • «Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
    • «Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
    • «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
    • «Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
    • «Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.

    Работа с родителями:

    - консультирование «Развитие мелкой моторики детей», «Играем с мамой на кухне», «Поиграем в выходной».

    Таким образом, проводя работу по развитию мелкой моторики рук детей регулярно по несколько минут в день, можно добиться хороших результатов, используя разные виды деятельности: игру, конструирование, повторение пальчиковых движений. Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДОКЛАД по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ »

    Слайд 2

    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста .

    Слайд 3

    Этапы работы: Подготовительный: анализ психолого-педагогической литературы, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для её развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни. Основной: применение дидактических игр и упражнений в совместной деятель- ности взрослого и ребёнка , а также в самостоятельной деятельности детей . Заключительный: анализ результатов проведённой работы .

    Слайд 4

    Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в отношении к моторным навыкам руки и пальцев.

    Слайд 5

    Значение развития мелкой моторики: Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания ; Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслу - живания у детей; Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

    Слайд 6

    Методы работы: - словесный метод; - наглядно-действенный метод; - практический метод; - игровой метод.

    Слайд 7

    Виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни: Игры с мелкими предметами; Пальчиковые игры; Дидактические игры.

    Слайд 8

    Игры с мелкими предметами : Мозаика Пазлы

    Слайд 9

    Игры с мелкими предметами : Конструктор Пирамидки

    Слайд 10

    Игры с мелкими предметами : игры-вкладыши игры-шнуровки

    Слайд 11

    Игры с мелкими предметами : игры-лабиринты игры с прищепками

    Слайд 12

    Пальчиковые игры: Опора на: Скороговорки Чистоговорки Стихи

    Слайд 13

    Дидактические игры: «Цветные дорожки » «Весёлые дорожки»

    Слайд 14

    Дидактические игры: «Удержи игрушку» «Скалочка»

    Слайд 15

    Дидактические игры: «Рыбки в аквариуме» «Мед для мишки» «Перелей воду»

    Слайд 16

    Дидактические игры: «Забавные резиночки »

    Слайд 17

    Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех усилий , которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

    Слайд 18

    С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !