Речевые игры

Валентина Николаевна Коканова

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто кем был?» 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                           Велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                                  Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                              Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

 

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы            

Стул – стулья

Гора – горы              

Лист – листья

Дом – дома              

Носок – носки

Глаз – глаза            

Кусок – куски

День – дни              

Прыжок – прыжки

Сон – сны                  

Гусёнок – гусята

Лоб – лбы                

Тигрёнок – тигрята

 

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.

Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Что бывает только желтым? (солнце, репа, желток, золото, подсолнух, дыня, лимон…)

Что бывает только черным? (земля, уголь, негр, кофе, ворон…)

 «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?)

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

       

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Ход: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Четвертый лишний»

Цель: Развитие памяти, зрительного внимания, логического мышления, умения классифицировать, обобщать, отвечать полным ответом на вопросы.

Стол, стул, кровать, чайник

Лошадь, кошка, собака, щука

Ёлка, земляника, береза, дуб,

Огурец, тыква, морковь, заяц

Блокнот, портфель, газета, тетрадь,

Огурец, арбуз, яблоко, мяч

Волк, лиса, медведь, кошка

Фиалка, ромашка, морковь, василек,

Кукла, машинка, пирамида, книга

Воробей, орел, ласточка, оса

Лыжи, коньки, лодка, санки

Стул, молоток, пила, рубанок

Снег, мороз, жара, лед

Змея, улитка, бабочка, черепаха

Кисти, краски, чайник, альбом

Шляпа, крыша, дверь, окно

Молоко, чай, лимонад, хлеб

«Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетон. В конце игры определяется победитель.


 

Комментарии

Архипова Ирина Александровна

Валентина Николаевна,спасибо за познавательные речевые игры.Возьму себе на заметку.