Проектная деятельность в детском саду

Кайтан Ия Миродовна

Проектная деятельность дошкольников

Кайтан И. М.

Что такое проектная деятельность?

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».

Н.Е.Веракса.

 

Работа по проекту состоит из 3-х этапов: разработка проекта, его реализация и анализ результатов.

 

Разработка проекта

Мы ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей и начинаем проектную деятельность в проблемной ситуации - выбор темы проекта начинается с «модели трёх вопросов»:

                   Что вы знаете об этом?

                   Что вы хотите узнать?

                   Что надо сделать для того, чтобы узнать?                                  

         При этом проблема должна быть актуальна и дети должны быть мотивированы, чтобы у них возникло желание узнать.

                   Далее дети совместно с воспитателем планируют, что именно можно сделать, чтобы собрать информацию (источники: телевидение, интернет, родители, художественная литература, энциклопедии и т.д.)    

Реализация проекта

Это проведение всех запланированных мероприятий (игры, наблюдения, продуктивная деятельность, чтение энциклопедии, художественной литературы, домашние задания родителям и детям, беседы, опыты и т. д.).

Анализ результатов работы

§  Это завершающий этап работы над проектом – подведение итогов: как продвигались к цели, какие были ошибки, что смогли достичь. То есть дети самостоятельно анализируют свою деятельность, выдвигают новые проблемы.

§  Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство удовлетворения за полученный результат.

§  И не следует забывать – дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу!

Продукты проектной деятельности

§  В результате работы над проблемной ситуацией в итоге появляются некие продукты. Они могут быть:

§  Материальными – это поделки, плакаты, картины, макеты, альбомы и т. д.

§  Действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, литературные гостиные, концерты и т. д.)

§  Письменными – это книжки - самоделки, сказки, стихи, рассказы и т. д.)

Как выбрать тему проекта

При выборе тематики проекта надо ориентироваться на:

§  Доступность

§  Социальную и воспитательную направленность

§  Научность

§  Соответствие возрастным особенностям

§  Интегративность

§  Ориентацию на «зону ближайшего развития»

 

Классификация проектов

Классификацию можно провести по следующим признакам:

§  Какая деятельность преобладает в проекте (это могут быть исследовательские, творческие, информационные, ролевые проекты).

§  Сколько образовательных областей охвачено: монопроекты создаются в рамках одной образовательной области; межпредметные проекты затрагивают несколько образовательных областей.

§  Характер руководства – открытое руководство (воспитатель открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает: характерно для младших групп); скрытое руководство ( воспитатель незаметно направляет деятельность детей: характерно для старших групп).

Виды проектов.
 Исследовательский проект.

§  Целесообразно их использовать в группах старшего возраста. Возможные темы: «Откуда в дом вода пришла», «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растений» и т. д.

§  Создание проблемной ситуации в этом виде проекта предполагает выдвижение гипотез (предположений, догадок) и их исследование, проверка.

Творческий проект

§  Этот вид проекта направлен на создание какого-то творческого продукта. Это может быть, например, совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра и т. д.

§  Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах.

§  Возможные темы для младшего возраста: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба» и т. д.

§  В группах старшего возраста: «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Снимаем кино» и т. д.

§  От воспитателей в этом случае важна информационная поддержка, предоставление детям книг, журналов, схем, и других источников информации.

 

 

Ролевой проект

§  Его цель – решение проблемных ситуаций в игре. В результате в игровой ситуации ребёнок осознаёт проблему. Участники проекта принимают на себя определённые роли в зависимости от его содержания.

§  Отличается высокой степенью творчества и доступен детям старшего возраста.

§  Возможные темы: «Школа», «Час самоуправления» и т. д.

Информационный проект

§  Цель его – сбор и представление информации о том или ином объекте, явлении, знакомство всех участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

§  Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими и становятся их частью.

§  При работе над подобными проектами надо учитывать, что дошкольник не умеет читать и не владеет компьютером. В сборе информации ему помогают взрослые, но рассказывать будет ребёнок сам.

Нормативный проект

§  Это проекты по созданию норм. Инициируются всегда педагогом. Работа по созданию новой нормы основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации.

§  Возможные темы: «Как вести себя в ходе игры», «Правила пользования ножницами» и т. д.

Виды проектов в разных возрастных группах

§  В группах с 2 – 3 и с 3 – 4лет вводятся только элементы проектной деятельности. В этих группах целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.

§   В средней группе по длительности используются краткосрочные проекты (от недели до месяца), воспитатель при этом руководит детьми, обучает, подсказывает.

§  В группах старшего возраста можно использовать все виды проектов.