«Функции и задачи подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста»

Кондратьева Людмила Владимировна
Сегодня мы не увидим во дворе детей, играющих в догонялки, а такие игры как «Вышибалы», «Штандер - стоп» практически не знают даже молодые мамочки. Современных детей окружает огромное разнообразие интеллектуальных, настольных, развивающих игр. Подвижная игра - игра, как инструмент уличной социализации исчезает. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений создают предпосылки к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. [1, с.4] Абсолютно все когнитивные процессы претерпевают сегодня качественные изменения, и не в сторону совершенствования. [4, с.8] Подвижные игры способствуют совершенствованию движений детей, одновременно выполняют функцию социализации, они обеспечивают не только высокую двигательную активность детей, но также и интеллектуальную, речевую, сенсорную. Следует отметить огромную оздоровительную значимость подвижных игр. В физическом воспитании с давних пор широко используются подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребенка и его оздоровления. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубину веков. Популярные народные подвижные игры развивались, обогащались новым содержанием, оборудованием, методиками. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью. В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В каждом возрасте ребенка функции и задачи игры разные. В старшей группе детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность. Игры с правилами не предлагают какой либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Это хорошо известные прятки, классики, скакалки. [3, с.251] Эти игры несут соревновательный характер. Главная задача этих игр – неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь формируют его. Такие игры характерны для дошкольников старшего возраста. Игры, развивающие фантазию, воображение. Эти игры заставляют выполнять несколько задач: быстро отреагировать на сигнал прекращения, придумать и с эмитировать движение животного, растения, предмета и т.д. Игры типа «Стоп», «Море волнуется», «Замри» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизирует психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндорфинов, обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма. Играм с мячом отводится особая роль. Отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, Ф.Фребель подчеркивал его роль в развитии координации движений, кисти руки, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Ребенок играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Эстафеты и соревнования как игры требуют правильного педагогического руководства, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.) в которых он соревнуется. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при проведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции. Чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые правила: -никогда не заставлять детей играть, а только приглашать; -превращать игру в органичную часть образовательного процесса (например, при обследовании двигательных умений детей, во время наблюдений за природой, в качестве физкультминутки на занятиях и пр.); -использовать яркие заставки к игре (загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми нарисовать «заколдованное место» и пр.); -создавать условия для активности и успехов каждого ребенка в игре; -быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не сравнивать детей друг с другом; -не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи; -участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий непосредственный интерес к ней; -создать настроение ожидания следующей встречи с игрой. Таким образом, используя предлагаемые приемы развития игровых умений дошкольников на знакомом и интересном детям содержании, воспитатель делает процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений естественным и эффективным, открывает ему его возможности и способности, помогает играть с удовольствием, фантазируя и радуясь. [2, с.52]

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Функции и задачи подвижных игр

 для детей старшего дошкольного возраста»

     Сегодня мы не увидим во дворе детей,  играющих в догонялки, а такие игры как «Вышибалы», «Штандер - стоп» практически не знают даже молодые мамочки.  Современных детей окружает огромное разнообразие интеллектуальных, настольных, развивающих игр. Подвижная игра - игра, как инструмент уличной социализации исчезает.

 Низкий  уровень двигательных умений, однообразие движений создают предпосылки к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. [1, с.4] Абсолютно все когнитивные процессы претерпевают сегодня качественные изменения, и не в сторону совершенствования. [4, с.8]

Подвижные игры способствуют совершенствованию движений детей, одновременно выполняют функцию социализации, они обеспечивают не только высокую двигательную активность детей, но также и интеллектуальную, речевую, сенсорную. Следует отметить огромную оздоровительную значимость подвижных игр. В физическом воспитании с давних пор широко используются  подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребенка и его оздоровления. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубину веков. Популярные народные подвижные игры развивались, обогащались новым содержанием, оборудованием, методиками.

 Подвижные игры  являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью. В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В каждом возрасте ребенка функции и задачи игры разные.

В старшей группе детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть  важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Игры с правилами  не предлагают какой либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Это хорошо известные прятки, классики, скакалки. [3, с.251] Эти игры несут соревновательный характер. Главная задача этих игр – неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь формируют его. Такие игры характерны для дошкольников старшего возраста.

Игры, развивающие фантазию, воображение. Эти игры заставляют выполнять несколько задач: быстро отреагировать на сигнал прекращения, придумать и с эмитировать движение животного, растения, предмета и т.д. Игры типа «Стоп», «Море волнуется»,  «Замри» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизирует психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндорфинов, обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особая роль. Отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, Ф.Фребель подчеркивал его роль в развитии координации движений, кисти руки, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч.

Ребенок играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

 Эстафеты и соревнования как игры  требуют правильного педагогического руководства, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.) в которых он соревнуется. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при проведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

 В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать

некоторые правила:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

-превращать игру в органичную часть образовательного процесса (например, при обследовании двигательных умений детей, во время наблюдений за природой, в качестве физкультминутки на занятиях и пр.);

-использовать яркие заставки к игре (загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми нарисовать «заколдованное место» и пр.);

-создавать условия для активности и успехов каждого ребенка в игре;

-быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не сравнивать детей друг с другом;

-не сердиться, если игра не получилась, найти причину неудачи;

-участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;

-создать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Таким образом, используя предлагаемые приемы развития игровых умений дошкольников на знакомом и интересном детям содержании, воспитатель делает процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений естественным и эффективным, открывает ему его возможности и способности, помогает играть с удовольствием, фантазируя и радуясь. [2, с.52]

  1. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 88 с.
  2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.-М.: Педагогическое общество России, 2006.-128с.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб.длястуд. высш. Пед.учеб.заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-366с. – (Учебник для вузов).
  4. Зеленцова –Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников / Н.В. Зеленцова- Пешкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-156, (1)с.:-ил. – (Школа развития).