Педагогический проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры «Классификация транспорта»

Негатина Екатерина Анатольевна

Актуальность: Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети среднего дошкольного возраста достаточно знают о машинах, но часто испытывают затруднения при их классификации.

Дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дорогах, недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда точно могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта.

Данный проект призван  уточнить и закрепить представления детей о различных видах транспорта, помочь им в игровой форме научиться свободно ориентироваться в разнообразии транспортных средств; узнать, люди каких профессий работают на спец. машинах.

Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_transporta.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры «Классификация транспорта»

Выполнила: Негатина Екатерина Анатольевна

воспитатель, МБДОУ д/с №46

г.о. Самара

Самара, 2018 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Реализация педагогического проекта «Классификация транспорта» в процессе игры.
  3. Заключение
  4. Литература
  5. Приложение

  1. Введение

Актуальность: Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети среднего дошкольного возраста достаточно знают о машинах, но часто испытывают затруднения при их классификации.

Дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дорогах, недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда точно могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта.

Данный проект призван  уточнить и закрепить представления детей о различных видах транспорта, помочь им в игровой форме научиться свободно ориентироваться в разнообразии транспортных средств; узнать, люди каких профессий работают на спец. машинах.

Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта. 

Задачи: 

  • Изучить педагогическую литературу по теме «Классификация транспорта»
  • Закрепить умение различать, называть и классифицировать различные виды транспорта.
  • Упражнять в умении внимательно слушать задания, выполнять предлагаемые правила   игры.
  • Формировать представления о профессиях, связанных с транспортом.
  • Способствовать развитию всех компонентов детской игры, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: творческо-игровой.

Образовательная область: познание.

Ожидаемые результаты:

  • Знать и называть правильно виды транспорта
  • Знать правила поведения в транспорте, на улице
  • Находить сходства и различия видов транспорта по нескольким признакам
  • Знать профессии людей, связанных с транспортом

Продукт проекта:  Оформление выставки детских рисунков на тему: «Мы едем, едем, едем…»

  1. Реализация педагогического проекта «Классификация транспорта» в процессе игры

Реализация проекта проходит через пять этапов:

  1. Этап.  Погружение в проект – вызвать интерес к теме, подобрать литературу (художественную, методическую), наглядный материал, дидактические игры, игровые персонажи.
  2. Этап. Планирование деятельности – составление плана работы с детьми, организация деятельности детей в условиях развивающей среды, в организационных моментах.
  3. Этап. Осуществление деятельности по решению данной проблемы – проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, бесед, прогулок, наблюдений, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровые обучающие ситуации, самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды, вовлечение родителей в проект.
  4. Этап. Презентация результатов – оформление проекта в виде презентации.
  5. Этап. Итоговый -  проведение дидактической игры «Классификация транспорта»

Подробное описание реализации 3 этапа проекта.

Работа с детьми:

1.НОД:

  • «В городском транспорте»
  • «В городском транспорте»
  • «Знакомство с транспортом»
  • «Опасные участки на пешеходной части улицы»;

2. Беседы:

  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
  • «На чём люди ездят»;
  • «Пассажирский транспорт»;
  • «Труд водителей»;
  • «Я – пассажир».

3. Чтение художественной литературы:

  • Бедарев О. «Если бы …»;
  • Берестов В. «Про машины»;
  • Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  • Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  • Дорохов А, «Пассажир»;
  • Лешкевич И. «Гололёд»;
  • Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  • Носов Н. «Автомобиль»;
  • Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  • Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
  • Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  • Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
  • Загадывание загадок о транспорте.

4. Обсуждение опасных ситуаций.

5. Игры:

  • «Угадай вид транспорта»;
  • «Водитель и пассажиры»;
  • «Домино» (транспорт);
  • «Как избежать неприятностей»;
  • «Кто чем управляет»;
  • «На воде, в воздухе, на земле»;
  • «На чём я путешествую?»,
  • «Осторожно пешеход»;
  • «Сложи картинку»
  • «Улица города»

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Автобус»,
  • «Водители и пешеходы»,
  • «ГАИ»,
  • «Гараж»,
  • «Транспорт».

7. Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, светофору, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

8. Моделирование ситуаций:

  • «Авария на дороге»,
  • «Будущий водитель»,
  • «Помоги старушке».

9. Продуктивная деятельность:

  • «Моя улица»,
  • «Перекрёсток»,
  • «Транспорт на улицах города»,
  • «Пассажирский транспорт»,
  • работа со строителем «Гараж»,
  • «Мой дворик»,
  • тестопластика «Транспорт».

10. Развлечение: «Безопасное колесо»,  «Зелёный огонёк»

11. Режиссёрская игра.

12. Рассматривание картины из серии «Кем быть».

Работа с родителями:

  • Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах».
  • Консультация «Посмотри направо – посмотри налево»,  «Внимание – дорога!».
  • Памятка для родителей «Юному пешеходу».
  • Наблюдение детей совместно с родителями за транспортом по дороге в детский сад.
  • Беседы родителей с детьми о Правилах дорожного движения.
  • Изготовление вместе с детьми разных видов транспортных средств из подручных материалов.

  1. Заключение

Проводимая  работа нашего проекта  дает ощутимые результаты:

  • Дети знают и правильно называют виды транспорта
  • Дети знают правила поведения в транспорте и  на улице
  • Находят сходства и различия видов транспорта по нескольким признакам
  • Знают профессии людей, связанных с транспортом

  1. Литература.
  1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008г. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  3. Горская А.В. Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие. / Под ред. С.И.Бугрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2011.
  4. Крутецкая В. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский дома «Литера», 2012. – (Серия «радуга»).
  5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
  6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  7. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  9. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

  1. Приложение.

Дидактическое пособие по теме «Классификация транспорта» содержит в себе следующие дидактические игры:

1. «Какой вид транспорта?».

Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.

2. «Угадай транспорт».

Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по  описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

3. «По воде, по земле, по воздуху».

Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

4. «Чего не хватает»

Цели: учить анализировать, сравнивать различные транспортные средства; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес.

5. «Наши помощники»

Цели: знакомить детей с профессиями людей, работа которых связана со специальными транспортными  средствами; расширять представления о значение транспорта в жизни человека; развивать кругозор и познавательный интерес; содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.

6. «Собери картинку»

Цели: учить детей анализировать; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес; развивать речевую активность.

8. «Сказочный транспорт»

Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; закрепить навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев; развивать зрительное восприятие; развивать связную речь.

Занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Транспорт»

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи: 

  1. Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);

Закреплять знания детей о частях транспорта;

  1. Развивать мышления, зрительное восприятие, внимание, память,

связную речь; развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

3. Воспитывать .

Материал: иллюстрации с изображением транспорта.

Ход занятия

Дети заходят в группу, рассаживаются на стульчиках. Роль ведущего выполняет воспитатель (В). Роль Незнайки (Н) – ребенок группы.

Раздается стук в дверь, появляется Незнайка.

I часть: Вводная

В: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Здравствуй, Незнайка!

Н: Здравствуйте ребята! Я сегодня ходил в школу и мне задали домашнее задание, а я не знаю, как его сделать помогите мне, пожалуйста!

В: Ну что, поможем Незнайке выполнить домашнее задание?

Дети: Конечно, поможем!

Н: (1 задание) А вот и первое задание, помогите мне отгадать загадки (загадывает):

«Что за чудо – длинный дом,            «Смело в небе проплывает,

Пассажиров много в нем,                   Обгоняя птиц полет,

Носит обувь из резины,                      Человек им управляет,

А питается бензином»                         Что такое?»

(Автобус)                                             (Самолет)

«Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок»

(Поезд)

II часть: Основная часть

В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, о чем эти загадки?

В: Незнайка, а ты знаешь, что транспорт бывает разный?

Н: Нет, не знаю! Да какая разница, транспорт он и есть транспорт.

В: Сейчас дети тебе расскажут и покажут, что транспорт бывает разного вида. (Рассказы  детей о воздушном, наземном, водном транспорте и почему он так называется).

Н: Спасибо, ребята, я все понял. Помогите мне выполнить второе задание.

(2 задание):

Четвёртый лишний»

В: Мы сейчас проверим, как Незнайка запомнил, какие бывают виды транспорта. Во втором задании нужно исключить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

(корабль – это водный транспорт, а весь остальной транспорт - воздушный).

  • мотоцикл, автобус, легковая машина, вертолет;
  • самолет, вертолет, ракета, корабль;
  • корабль, пароход, лодка, грузовая машина.

Н: Как здорово, вы и с этим заданием мне помогли справиться. А теперь задание немного сложнее.

(3 Задание) «Чего не хватает в ряду»

Н: Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает в ряду.

  • легковая машина, грузовая машина, легковая машина, грузовая машина; легковая машина;
  • легковая машина, грузовая машина, паровоз, легковая машина, грузовая машина, паровоз;
  • корабль, корабль, паровоз, корабль, корабль, паровоз;

Н: Ой ребята, мне кажется, следующее задание самое сложное и перед этим трудным заданием нужно потренироваться.

Физкультминутка «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,      

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

В. Волина

(Дети маршируют.)

(Тянутся,  подняв  руки   над  головой, сомкнув

их.)

(Опускают руки.)

(Тянутся.)

(Бегут по кругу.)

В: Ребята, вам нужно обязательно помочь Незнайке справиться с этим сложным заданием.

(4 Задание)  «Какой картинки не хватает»

В: Ребята, посмотрите внимательно, подумайте! Какая здесь спрятана картинка!

  • колесо от легковой машины – легковая машина;
  • кабина грузовой машины – грузовая машина. 

Н: Ну вот ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями!

В: Ребята, давайте поможем Незнайке закрепить его знания о транспорте. Выберите картинку с транспортом, который вы больше нравится, и расскажите о нем.

III часть: Составление описательного рассказа  о любом транспорте  по плану:

               1. Что это?

               2. Какой вид транспорта?

               3. Какие части?  

               4. Кто водит этот транспорт?  

  1. Что необходимо для движения?

               6. Где может ездить этот транспорт?

В: Незнайка, ты все запомнил?

Н: Я все запомнил, теперь я много знаю! Спасибо, ребята, что помогли мне выполнить домашнее задание. До свидания!

IV часть: Итог занятия

В: Что интересного сегодня произошло на занятии? 

В: Что больше всего понравилось?