Главные вкладки

    Информационная карта инновационного опыта

    Павлова Галина Анатольевна

    Тема: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами декоративной лепки( лепка изразцов)

    К народным традициям должно

     быть величайшее внимание,

    их надо изучать и воспринимать

    всей душой, их надо осваивать.

    А.Б.Салтыков

     

             Произведения народных мастеров являются для нас источником эстетического наслаждения. Они способны раскрыть глубину художественной одарённости русского народа, бесконечную многогранность его творчества, богатство вкуса, тонкое понимание художественных свойств разнообразных материалов, неисчерпаемую фантазию замыслов.

    Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша страна, нет ни в одной стране мира.

    Русское народное творчество имеет огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Оно воспитывает у него любовь к Родине, своему народу, природе, формирует лучшие чувства ребёнка, вызывает желание что-то сделать самим.

    Анализируя  результаты мониторинга интегративных качеств  своих детей по художественно – эстетическому развитию, я увидела, что дети имеют скудные представления о народных промыслах, отсюда - низкий  уровень интереса к народному декоративно – прикладному искусству.

    В связи с этим я решила особое внимание обратить на освоение детьми первоначальных знаний о пластических искусствах ( изобразительных, декоративно – прикладных, дизайне) и обучению их декоративной лепке. Я предположила, что это станет толчком к  развитию способностей к художественно – образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений народных мастеров, вызовет у детей живой интерес и желание самостоятельно творить.

    В своей работе я стремилась  познакомить детей с  народными художественными промыслами, которые связаны с мелкой декоративной пластикой, показать, в какой форме можно знакомить детей с русским «изразцом».

    Целью моей работы стало:

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами народно-декоративного искусства.

    Основные задачи:

    ·                    Развивать у детей устойчивый интерес к русской народной культуре.

    ·                    Воспитывать у детей художественный вкус, способности, духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию родного края.

    ·                    Развивать технические  навыки эффективного использования предметов  творческой деятельности детей в педагогическом процессе детского сада.

    ·                    Воспитывать любовь и уважение к работе русских мастеров.

    Включение в содержание  работы по декоративной лепке  способствует

    1.формированию у детей устойчивого интереса к народным промыслам;

    2 Развитию художественного, чувства цвета и композиции,

      творческого мышление и фантазии;

      познавательной активности;

      мелкой  моторики;

     умения сотрудничать с другими детьми.

    На протяжении нескольких лет образовательную деятельность с детьми строю по программам: «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) , «Декоративная лепка в детском саду»(Н.Б. Халезова),

    В своей работе также использую следующие методики:

    Г.Н.Пателеев «Декоративное искусство детям»;

    ü     Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;

    ü     А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;

    ü     Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;

    ü     Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;

    Опираясь на эти методики, мною была создана система работы по ознакомлению детей с декоративной пластиной,  основанная на принципе Триады Красоты.

    ·                 Красота нерукотворная ( в природе)

    ·                 Красота рукотворная (в искусстве)

    ·                 Красота в самом человеке

    Данная система работы ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

             В основу моей педагогической концепции положена идея интегрированного подхода к приобщению к истокам русской народной культуры с использованием  декоративной пластины (изразцов) в образовательной деятельности.

    Новизной и отличительной особенностью моей работы является использование нетрадиционных методов (обследования, «подъмостерья», «жест руки» ) и способов развития и воспитания ребёнка через приобщение к народно декоративно прикладному творчесту.

    Свою работу по обучению декоративной лепке я начала с детьми старшей группы.

    Весь педагогический процесс разделила на 2 этапа:

    1 этап  подготовительный

    На этом этапе  я знакомила детей с историей возникновения изразцов.

    Что украшали  в древней Руси и в наше время изразцами.  В старину это были храмы, иконы в храмах, стены храмов, мебель, что делало их праздничными и нарядными. Изразцы как искусство появились в нашем регионе на рубеже 16-17 веков, когда Смоленск принадлежал Речи Посполитой. Именно польско-литовские мастера и дали начало украшению печей изразцами на нашей земле.

    И сегодня делают такие же красивые изразцы. Сейчас выкладывают печи в своих загородных домах. В городских домах тоже есть свои изразцы. Только теперь их делают не в ручную, а на заводах. И в ваших квартирах есть такие изразцы – это разноцветные кафельные плитки. Ими облицованы наши кухни, ванны. А иногда художники по специальному заказу украшают радужными изразцами стены, кафе, клубы, детские сады, печи, камины в коттеджах.

    С материалом, из которого делали изразцы. Дети моей группы работают глиной, пластилином, но основным материалом при изготовлении изразцов  является глина.

    Глина – специфический материал. С одной стороны – природный,  доступный, а с другой – трудоёмкий, требующий терпения в приготовлении к работе и терпения  в приготовлении к работе.

     Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твёрдости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание  формы предмета в целом, в то время как при работе с   пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Навыки, полученные при лепке из глины, переносили  в лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как  примазывание  при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.

    Знакомила с декоративной пластиной. Учила рассказывать о том, что они видят на пластине, какие элементы узора присутствуют в орнаменте изразцов. На многих изразцах изображены растительные орнаменты, где переплитаются цветы, листья и гирлянды из фруктов. Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются, целые композиции жанровых сцен. Рассказала о видах орнамента (сетчатый, центрический, ассемитричный).

    2 этап  практический

    Учила рисовать эскиз пластины

    Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный  узор прежде всего наносили на бумагу в виде предварительного эскиза, затем эскиз переносили на пластину. Объясняла, что по форме и размеру пластина должна соответствовать эскизу. Так выполняются декоративные пластины. Вылепленные пластины с орнаментом раскрашивали. Здесь опять использовали знания, полученные на занятиях рисованием.

    Дети узнали разные техники выполнения изразцов

    1. способ налепа. На готовую пластину накладывали вылепленные элементы узора согласно эскизу.

     Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребёнка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.   

    2.Наложение формы на основу.

     При создании рельефа на пластину наносили рисунок и по рисунку выкладывали лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки.

    3.  Выбирание глины с основной формы

    В процессе лепки пользовались стекой,  на гладкую поверхность наносили узор, а лишнюю глина вокруг него осторожно удаляли стекой, как бы выскабливали. В результате фон опускался, а рельеф оставался приподнятым над плоскостью. Такой рельеф более прочно держится на пластине, но для детей 6-7 лет этот способ сложен. В начале мои дети испытывали трудности - снимали глины больше чем нужно, из-за чего пластины получаются тонкими, рисунок сбивается и требует исправлений, а фон приходиться дополнительно обрабатывать, заглаживать пальцем или стекой, но несмотря на трудности, этот способ можно показать детям, когда изображение на пластине состоит из крупных элементов, а фон составляет меньшую часть. Освоив этот способ, дети стали учиться изображать на пластине мелкие элементы.  Некоторые элементы наносили стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др.

      Работа над  декоративной  пластинкой  научила детей обращению с инструментом, научила различным приёмам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства.

    Рассматривание предметов, сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой, русскими песнями).

    Разные формы организации детской деятельности, использование наглядного материала, предоставление права выбора сюжета и изобразительных средств – все это помогало окунуться моим  детям в необычный мир искусства, приобщить их  к художественной культуре. Это делало занятие живым и интересным. В результате у детей получались  яркие, красочные работы.

    К концу подготовительной группы, я заметила, что на занятиях по декоративной лепке  (русский изразец) дети проявляют большую активность, работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что  становиться залогом успешной подготовки  к будущему школьному обучению.

    Работа с глиной вызвала у детей  живой интерес, они начали разбираться в её пластике, орнаменте изразца, его цветовых сочетаниях. Работа ребят нашла своё признание, получив диплом 3 степени за участие во Всеросийском пластилиновом конкурсе: « Уши, ноги, хвосты».

    Результат

    В результате проделанной мной работы у моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к народным художественным промыслам.

    Дети умеют воспроизводить образцы творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.