статья "Принципы отбора загадок"

Арефьева Ирина Валентиновна

Статья "Принципы отбора загадок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_otbora_zagadok.docx225.35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель 1 категории: Арефьева Ирина Валентиновна. МБДОУ «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Принципы отбора загадок

   В нашей группе, а это дети 6-7 лет, очень любят загадки.  Любят когда им загадывают, а еще больше,   если они сочиняют их сами.

       Важным требованием, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность. При отборе загадок для дошкольников необходимо, чтобы  материал  по своему содержанию,  прежде всего,  отвечал задачам воспитания.

      Отбираются загадки  о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдения и понимания, пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе.

      Основа  для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок мы  учитываем опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

        Надо исходить также из мыслительно – речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.

       Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребенком, и характер возможных затруднений при отгадывании.

        Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще.

        Наши  дети очень любят загадки,  отгадывая загадки, они еще и выкладывают картинки-отгадки.

C:\Users\Дом\Desktop\фото с телефона 12.06.2016г\Camera\20160427_093328.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\фото с телефона 12.06.2016г\Camera\20160427_093255.jpg

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми их повадками, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время года. Наблюдая,  дети постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе. У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, обобщения, они могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Необходимо чтобы загадки были доступными,  это  зависит от того, какими выразительными средствами она создана.

Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняет отгадывание. Дети успешно отгадывают загадки, в которых использован такой художественный прием, как сравнение, особенно если оно им хорошо известно, понятно.

     Загадки         должны быть занимательны, грамотны, образны. Приступая к отбору загадок для работы с детьми нашей группы мы, прежде всего определяем доступность их содержания, учитываем полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребенка, его знания. Детям старшего возраста предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: названы один-два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык). Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаем  загадки, отгадать которые можно только после длительных наблюдений за одним явлением: Молода – похожа на серп, поживет – станет как лепешка.(Месяц, луна).

    Таким образом, при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей; полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

Литература:

1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

2.Марков А.В. О методике изучения загадок // Этногр. Обозрение. 1909. С 5-27.

3.Митрофанова В.В. Загадки. Л.: Наука, 1968г.