Детский сад и семья - равноправные партнёры в воспитании и обучении детей.
Детский сад и семья - равноправные партнеры в воспитании и обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 8.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад и семья - равноправные партнёры в воспитании и обучении детей.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Родители и педагоги партнеры в воспитании ребенка, причем равноправные партнеры. Именно сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях. Как вы думаете, какой он, современный активный ребенок? Да, это ребенок, который не сидит на месте, а познает окружающий мир в деятельности.
В соответствии с ФГОС - это ребенок инициативный и самостоятельный в разных видах деятельности, обладает чувством собственного достоинства, обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, склонен наблюдать, экспериментировать, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Вот таким мы и хотим видеть каждого ребенка.
Чтобы достичь этого, нам нужен современный активный родитель. Давайте попробуем составить портрет современного активного родителя. Современный родитель- это родитель, проживающий вместе с ребенком дошкольное детство в современном детском саду, интересующийся жизнью ребенка, готовый всегда помочь в познании окружающего мира.
Очень бы хотелось узнать, что вы вкладываете в понятие «современный педагог»?
Современный педагог- это педагог, развивающийся вместе с ребенком, желающий сделать жизнь ребенка в детском саду насыщенной, познавательной, деятельностной.
Все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Например, ребенок в детском саду научился одеваться, а родители, экономя свое время, продолжают одевать ребенка сами. Многие родители не хотят понять, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности. Опираясь на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.
Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками.
Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» – ответят почти все родители. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»
Но это не всегда так, чем меньше ребёнок, тем мы действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждение о нём становятся приблизительными, т. к. ребёнок находится вне семьи в другом большом коллективе. Поэтому очень важен постоянный контакт взрослых участников воспитательного процесса для последующего уточнения своих действий.
Что нужно знать о своём ребёнке? И для чего нужно знать?
О ребёнке нужно знать всё! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него портится настроение, что ему по плечу, и с чем трудно справиться, во что он верит и в чём сомневается, почему лжёт и т. д.
У малышей очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, коварных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазия – это выдумки, воображаемый мир.
Дети умеют убедительно сочинять, сами верят во всё то, что рассказывают. Конфликты –это тоже часть нашей жизни и важно уметь их конструктивно решать. Например, папа каждый день спрашивает воспитателя: как вёл себя ребёнок? с кем играл? что ел? сколько? как спал? И получает в ответ не то, что хотел бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). Папа в недоумении, доказывает воспитателю, что дома он совсем другой.
У ребёнка явные трудности в общении, социальная среда в детском саду противоположная домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него, а в детском саду он такой же, как и все, он - часть группы. У ребёнка развивается внутри личностный конфликт, он не знает как вести себя в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребёнка: ребёнок – не главный в семье, а часть семьи.
В мире нет людей, у которых были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или другие особенности своего ребёнка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребёнок не пустой сосуд, и если в нем не формируется положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду, если он агрессивен, значит, он не видит доброго отношения. Родители должны знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательных.
Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание -
это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А. С.Макаренко
Нам очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.