Проект« Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Дмитриева Ирина Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников- актуальная проблема в условиях современной России. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны.Патриотизм- это чувство любви к Родине, ощущение себя неотемленной частью Отечества, поэтому  с дошкольного возраста необходимо вести работу по патриотическому воспитанию.  Только в ходе систематической, целенаправленной воспитательной работе  у детей будут сформированы гражданские и патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект« Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Чувство патриотизма проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном возрасте. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 Патриотическая направленность проекта:

 Обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения,  уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

Нравственная направленность проекта:

Обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Цель проекта:

Закрепление знаний о том, кто и как защищали нашу Родину в годы войны. Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов) .
3. Развитие связной речи, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
4. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны:
- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
- формировать чувство гордости за воинов - защитников;
- воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них;

 5.  Расширить музыкальный кругозор детей. Развивать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны, познакомить с песнями о войне, созданными после Победы, показать взаимосвязь поэзии и музыки;

6. Расширить представление детей о чувствах человека и их выражении в поэзии.
7. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.
8. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
9. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным, к людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
10. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Принципы проекта:

Принцип историзма

Принцип гуманизации

Принцип дифференциации

Принцип наглядности

Принцип интегративности

 Вид проекта:

Краткосрочный, коммуникативный, интеллектуально - познавательный, музыкально-художественный.

Участники проекта: 

Дети подготовительной группы, воспитатели, и педагоги ДОУ, родители.

Области применения проекта:

 Познавательно-речевое развитие

 Социально-личностное

 Художественно - эстетическое развитие

 Музыкальное

Материально-техническое оснащение:

ТСО: компьютер, видео и звуковые файлы.

Демонстрационный материал:

 Иллюстрации, книги, презентации, плакаты, видеоматериалы.

Формы реализации:

Специально организованные занятия, беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Опрос детей.

Рассматривание иллюстраций о ВОВ

Основной этап:

Проведение совместной деятельности

Знакомство с художественной литературой

Беседы  «Они сражались за родину»

Просмотр презентаций и видео фильмов

Прослушивание музыкальных произведений

Художественно - творческая деятельность

Заучивание стихов по теме

Составление рассказов  по теме

Рассматривание фотографий  военных лет, наград (медалей, орденов), которыми награждали героев войны

Заключительный этап:

Проведение НОД «Этот день победы»

«Праздничное мероприятие посвященное Дню Победы»

 Посещение с родителями  праздничного шествия посвященного Дню победы, участие в марше «Бессмертный полк»

Продукты и результаты проекта:

Выпуск поздравительной  газеты « С праздником Великой Победы дорогие ветераны»

Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы.

Выставка творческих работ  и фотоматериалов  из семейных архивов

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Презентация детских работ по теме «Рисуют мальчики войну»

 Предполагаемый результат проекта: 

Расширение кругозора и формирование представлений о подвигах советского народа, о защитниках отечество и героях Великой Отечественной войны;

Сформировано чувства гордости за стойкость и самоотверженность своего народа;

Сформировано осознанное внимательное   и уважительное отношение к ветеранам и пожилым    людям, желание оказывать им посильную помощь.

Пополнение словарного запаса детей.

Родители активно включились в процесс  воспитания патриотических и культурно - исторических    ценностей  у детей.

 Работа с родителями:

Консультация с родителями на тему «Ответственность поколений» для введения родителей  в тему и задачи  предстоящих мероприятий, с целью формирования  и понимания важности реализации  проекта в семейной педагогике и приобщения родителей  к сотрудничеству при подготовке и проведении мероприятий программы проекта.

Сбор информации от родителей воспитанников о наличии в их семьях участников ВОВ, работников тыла.

 Рекомендации по посещению с детьми музеев, мемориалов  посвященных ВОВ.

 Подбор  методической литературы:

Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: методические рекомендации – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Битютская Н. П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. - Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и     дети. – М,: Школьная пресса, 2010. – 64 с.

Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010г.

Рубцова О славном подвиге народа- детям. Журнал «Дошкольное воспитание»

        № 5,1985-М, 125с

 Материалы с сайтов интернета.

Подбор литературы для чтения детям:

С.Алексеев «Первый ночной таран», «Особое задание», «Выходное платье», «Злая фамилия»; С. Баруздин «Шёл по улице солдат»; Е. Благинина «Шинель»; А. Жариков  «На земле, в небесах и на море»; М. Исаковский «Навек запомни»; Л. Кассиль  «Памятник советскому солдату», «Главное войско», «Твои защитники»; А. Кузнецов «Иришка – пулемётчица»; А Митяев «Почему армия родная», «Дедушкин орден», «Землянка», «Мешок овсянки»; А. Т. Трутнева «Победой кончилась война»

Подбор стихов для разучивание с детьми о ВОВ:

Н. Найденова «Пусть будет небо голубым»

 М. Исаковский «Навек запомни»

 Т. Шорыгина.  «Праздничный салют»

Подбор пословиц, поговорок о мужестве, стойкости, храбрости:

 Дружно за мир стоять – войне не бывать.

 Герой за Родину горой!

 Жить – Родине служить!

 Если армия сильна, непобедима и страна.

 Герои куют победу.

 В жизни всегда есть место подвигам.

 Герой умирает – о себе память оставляет.

Подбор видео- музыкальных произведений для прослушивания с детьми:

 «День Победы», «Весна 45 года», «В землянке» ,«Катюша»,«С чего начинается Родина»,

 «Тёмная ночь», «Алёша», «Ах, война»

Беседы с детьми и просмотр презентаций по темам:

 «Солдат – победитель», «Войной, украденное детство»,

 «Женщины и война», «Блокада Ленинграда», «Героизм тружеников тыла»,

 «Что такое героизм», «Дорогие наши ветераны».

 Подбор и просмотр видео фильмов о ВОВ:

«Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», « Сталинград», « Курская дуга», «От Днепра до Одера», «Война в воздухе», « Партизаны», « Битва за Берлин».

Продуктивная деятельность с детьми:

Аппликация: «Георгиевская ленточка» « Гвоздики ветеранам».

Рисование: « Салют в честь Победы». « Открытки ко Дню Победы».

« Война глазами детей». « Я рисую мир»

Лепка: « Военная техника».

Конструирование:

Из бумаги: Пилотки,  самолётики, кораблики.

Из строителя:  Корабль, самолёт.

Из бросового материала: Танки

Сюжетно-ролевые игры:

 «Мы – военные», «Моряки», «Почта»

Дидактические игры :

 «Чья военная форма», «Что изменилось», «Найди свой род войск»