Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в ходе организации праздничных мероприятий при сотрудничестве с родителями

Леонова Марина Борисовна

                Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в ходе организации и проведения праздничных мероприятий при сотрудничестве с родителями

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

В сложившихся условиях приобрела особую важность задача – найти новые, интересные формы работы по развитию способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста с поддержкой родственников-взрослых. Возникла необходимость создания психолого-педагогических условий развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе организации и проведения праздничных мероприятий при взаимодействии усилий воспитателей и родителей.

В теории дошкольной педагогики определены условия целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, доказана взаимосвязь между освоением позиции субъекта и возможностью творческого самоутверждения, самореализации. Поэтому и освоение ребенком позиции субъекта досуговой праздничной деятельности может рассматриваться как средство реализации творческого потенциала в период дошкольного детства.

Возможность творческого освоения деятельности, раскрытия в ней индивидуальности, проявления творческого потенциала личности базируется на становлении позиции субъекта. Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Изучив исследования последних десятилетий были определены подходы к творческому развитию детей в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Досуг и праздничные утренники - это сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших ступеней в дошкольном воспитании. Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ требует гибкой тактики руководства продуктивной деятельностью в ходе подготовки к праздничным утренникам в логике освоения позиции субъекта.

В центре внимания находится поиск более эффективного применения средств и методов внедрения социально-культурных технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ, его семьи.

Детям с ОВЗ надо дать понять, что они не одиноки и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности. Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраивать так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, пригласительных открыток для праздничного мероприятия стимулирует развитие креативного мышления у детей. Занятия творческой деятельностью приносят ребятам огромное удовольствие.

Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Дети, научившиеся определенному виду искусства, начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, концертах, конкурсах.

Участие родителей в подготовке к празднику инициирует активность детей с ОВЗ, способствует желанию показать свои умения.

Взаимодействие воспитателя и родителей в ходе подготовки и проведения детских утренников с участием детей с ОВЗ обеспечивает инициирование детей к хоровому исполнению песен, групповых танцев и хороводов, посильному участию в играх и праздничных забавах, то есть в продуктивной музыкально-эстетической деятельности, так как позволяет ребенку с ОВЗ осуществлять деятельность в соответствии с интересами и возможностями.

Педагоги своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка с ОВЗ в игру и праздники в детском саду могут изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону.

Ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые. Праздники в детском саду не только оставляют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащают его нравственным содержанием. Взаимодействие с родителями является одним из приоритетных направлений при организации праздничных мероприятий. Участие в праздниках принесло большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединило детей и взрослых радостными переживаниями, надолго останутся в памяти, как дорогое яркое событие.