статья. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Алексеева Татьяна Васильевна

В дошкольном возрасте мир ребенка  не ограничивается семьей. Значимые для него люди  – сверстники. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу. В обществе, где дружба и взаимопомощь являются основой взаимоотношений, значение культуры общения между сверстниками возрастает. Однако в поведении иногда наблюдается разрыв между знаниями культуры общения и ее соблюдением – доброжелательностью, что подчеркивает актуальность.

Определение общения, которое дается в словаре-справочнике педагогического речеведения – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Культура общения, которое дается в  энциклопедическом словаре «Психология общения», ориентирует на сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства. Характеризует ценностные ориентации, содержащие сущность нравственных качеств субъектов, способы, средства, правила и формы. Включает совокупность практических приемов, норм и правил.

В педагогике имеется ряд исследований по проблеме формирования культуры общения со сверстниками в дошкольном возрасте.  М.И.Лисина, определяет общение, как коммуникативную деятельность. В своей работе автор определяет такие компоненты в структуре общения, как предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения и продукты общения.  Исследования И.Т.Димитрова и А.И.Сильвестру показывают такой важный результат общения со сверстниками как форма знакомства детей с оценкой своих практических умений и знаний. По данным Р.А.Смирновой основой дружеских отношений является желание удовлетворять  потребности в доброжелательном внимании сверстников. В других педагогических трудах раскрывается содержание культуры общения детей дошкольного возраста (И.Н.Курочкина, Л.Ф.Островская, С.В.Петерина).

Художественная литература как средство развития детей  дошкольного возраста рассматривалась в исследованиях Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.И.Логиновой, Б.М.Теплова и др. В данных исследованиях раскрываются и некоторые вопросы развития культуры общения детей с помощью произведений художественной литературы. Однако вопрос о педагогических  условиях использования художественной литературы, как средства воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста исследован недостаточно.  

В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,  Е.А. Флериной исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии».  В результате возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы:

          1. Общение можно рассматривать как  сложный процесс взаимодействия индивидов и отношений людей друг к другу. При этом культура общения характеризуется как  правила отражающие сущность нравственных качеств субъектов. Успешность взаимоотношений будет определяться личностной ориентацией на другого человека. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, а также взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с товарищами в условиях группового коллектива - необходимые составляющие полноценно развитой личности, залог успешного психического здоровья современного дошкольника.

2. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Она способна развивать коммуникативные и нравственные качества ребенка дошкольного возраста. Педагог должен обращать внимание не только на поведение детей в коллективе, но и на то, как он, воспитатель, работает над коррекцией положительной эмоциональной атмосферы в группе. Правильно подобранная литература, грамотно организованное пространство, сформулированные вопросы к беседе  по литературному произведению, помощь в организации игр-драматизаций, позволит педагогу удержать благоприятный настрой детей в общении со сверстниками.

3.Отбор художественной литературы для воспитания у детей культуры общения со сверстниками  осуществляется на основе следующих критериев:

- соответствие возрастным особенностям детей и задачам образовательной программы;

- мотивация ребенка на необходимость овладеть культурой общения со сверстником для достижения целей взаимодействия, внимания сверстников;

- художественные образы не только раскрывающие сущность правила общения, но и демонстрирующие поведение героя при его выполнении;

- художественные произведения, позволяющие присвоить опыт общения через игры-драматизации, исполнение ролей.

Рассматривая воспитание культуры общения детей со сверстниками посредством художественной литературы, важно отметить, что компетенция воспитателей в данной области и отношение родителей к воспитанию у детей доброжелательности по отношению к сверстникам через художественную литературу социально-нравственного содержания непосредственно влияет на уровень представлений, отношение и проявления детьми культуры общения.

Подведя итог, хочется отметить, что в век новых технологий мы иногда забываем о важности и значимости художественной литературы в воспитании подрастающего поколения. Существуют огромное количество художественных произведений, которые направлены на развитие личности ребенка, на воспитание его нравственных качеств. Проведенное исследование показало, что родителям и педагогам интересна тема воспитания у детей культуры общения со сверстниками средствам художественной литературы, но не все и не всегда могут найти нужные методы, подобрать правильную литературу, а главное, содержательно преподнести сюжет рассказа детям. Хочется отметить, что в руках родителей и педагогов имеется масса возможностей направить ребенка на доброжелательное общение, на умение самостоятельно  предупреждать и решать конфликтные ситуации, на умение ребенка дружить.

Список литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 327 с.
  2. Сомкова О.Н. Особенности общения детей пятого года жизни со взрослыми и сверстниками // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. С.298-305
  3. Сомкова О.Н., Акулова О.В. Диагностика литературного развития старших дошкольников// Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие в 3 частях: СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008г., Часть 2, С. 192-225