Опыт работы

Алтунова Лилия Фануровна

Использование информационно - компьютерных технологий в развитии творческих способностей детей в музыкально – художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Опыт работы по теме:

« Использование информационно - компьютерных технологий в развитии творческих способностей детей в музыкально – художественной деятельности»

(выступление на КМО музыкальных руководителей )

                                                                          Подготовила:

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                         первой квалификационной категории

                                                                         Алтунова Л.Ф.

2014

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический харак тер. Она эмоциональна в силу особенностей содер жания музыкального искусства, что усиливает воз можности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей. Современные цели и задачи дошкольного воспи тания  - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкально сти, способности эмоционально воспринимать му зыку, приобщение к музыкальному искусству.

Музыкальная культура дошкольника формиру ется во всех видах музыкальной деятельности (вос приятии, исполнительстве, творчестве, музыкаль но-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представле ний о красоте. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и об щее развитие человека. Чем раньше ребенок полу чает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музы кальной классики разных эпох и стилей, тем бо гаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса. Получая с детства, художественно- полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки раз ных эпох и стилей.

В своей работе я с удовольствием  использую новые программы и технологии такие как, Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Музыкальные игры для детей 3-4 лет и 5-7 лет» И. Бодраченко. «Интегрированные развлечения в детском саду» М. Б. Зацепина, Л. Б. Быстрюкова, Л. Б. Липецкая и др.

Целью программы «Музыкальные шедевры» является, ориентации ребенка дошкольника на ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Почему именно эта программа? Во-первых эта программа направлена на один вид музыкальной деятельности – это слушание. Удобна эта программа тем , что не надо искать по разным сборникам классические произведения, доступные именно дошкольному возрасту. Основательная методическая поддержка настраивает на самостоятельный творческий поиск. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно, что содержанием программы являются подлинные образцы мировой Музыкальной культуры. Например, «Следы на снегу», младший возраст: дети слушают музыку и представляют, кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные». Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая, медленная), находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика  кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом). С возрастом можно  усложнять содержание занятий. Свои впечатления от восприятия различных музыкальных  образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках. В своей работе использую педагогические инновационныe технологии: «Музыкальные игры в детском саду» автор Ирина  Бодраченко для детей 3-5 лет и 4-7 лет. Которые способствуют развитию творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого. Дети сами придумывают жесты, танцевальные движения, простые мелодии, подбирают подходящие по рифме и смыслу слова в речевых играх, театрализованных играх.

Нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия. Данные разработки занятий ставят перед собой цель: развитие в детях творчества, используя разные образовательные области. В прошлом учебном году мы провели интегрированные  открытые занятия для родителей, начиная со второй младшей группы и для учителей начальных классов школ города с подготовительной группой. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих включения разных образовательных областей, является необычная форма его организации. Постоянная смена деятельности, плавный переход из одной области, в другую, не дает детям утомляться и отвечает запросам современных детей. Самым интересным  и новым для детей на занятиях, является использование ИКТ.

Если говорить об использовании информационных технологий в развитии творческих способностей детей в музыкально – художественной деятельности, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Используя ИКТ у детей развивается устойчивый, познавательный интерес к музыкальным занятиям и задача музыкального руководителя: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки  обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Музыкальный руководитель может применять ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.

Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности  развития творческих способностей детей в музыкально- художественной деятельности.