Арт-терапия при работе с профессиональным выгоранием педагогов

Тинчурина Роза Минихановна

Арт-терапия при работе с профессиональным выгоранием педагогов.

 
Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

Профессиональное выгорание можно определить, как ощущение обесточенности организма и психического состояния в целом. А именно: Усталость, истощение, изменение веса, нарушения сна, психосоматические заболевания, пессимизм, апатия, цинизм, импульсивное поведение, истерические реакции, конфликтность поведения, снижение уровня  активности,   работоспособности, формальное отношение к работе,

отсутствие чувства новизны, рутина. Причинами такового являются : общение с «трудным» контингентом, отсутствие должного вознаграждения (материальной и моральной мотивации),ощущение того, что работа не имеет ценности (осмысленность деятельности),перенос личных проблем на рабочую деятельность, несоблюдение психологических границ на работе. То есть на работе, надо работать. Необходимым для преодоления СЭВ является прежде всего повышение самооценки на основе развития эмоционального интеллекта. Поиск новых источников вдохновения. Расширения своих творческих горизонтов. И очень важно научиться психологически грамотно строить свои границы. Для этого надо хорошо знать, а именно познать себя, определить в какой точке находишься. Заниматься самомотивацией, искать новые смыслы в своей профессиональной деятельности, ставить новые цели. Стараться опираться на свое мнение. Ибо самый строгий судья, это ты сам. И уже следующая ступень - овладение техниками саморегуляции. Существуют ряд факторов , которые влияют на наш настрой: Цвет, запах, умеренные физические нагрузки, музыка, визуальные образы, наши мысли ,стереотипы, установки. Наше восприятие действительности, общение, культура нашей речи. Очень интересен приём - ресурсные образы. Это техника позволяет зарядиться в тех местах или от тех образов, от которых человеку наиболее благостно. Можно побывать в этих местах, а можно вспомнить ощущение от этих мест или от чего либо, что приносит мир в душе и гармонию. Существуют психилогические приёмы профилактики СЭВ и управление своим состоянием  это прежде всего - поиск положительных эмоций ( различные  упражнения позитивной психотерапии) и умение освобождаться от всего лишнего ( вымести мусор из сознания). Изменения представлений о себе – это изменение внутреннего состояния и видения себя, своего нового образа (Образная терапия). Визуализация цели – видеть цель , значит достигнуть её. Поиск внутренних ресурсов (точек опоры и точек силы) В каждом из нас есть наиболее сильные качества, умение быть лучше себя вчерашнего. Интересны и новы для меня техники рейфрейминга – это новый взгляд на ситуацию, То есть её можно рассмотреть с разных точек, с разных позиций. И увидеть совершенно разное. Также, как можно объяснить 6-летнему ребенку, что Вы делаете на работе, для чего Вы работаете? И в чем преимущества Вашей профессиональной деятельности? Обьяснить не формально, а по сути и эмоционально.Что бы ребёнок вас почувствовал...

Очень интересны в  работе с профессиональным выгоранием -техники мененджмента , это колесо жизненного баланса и умение не сравнивать себя с другими, а развиваться. В каждом из нас есть наиболее сильные качества, умение быть лучше себя вчерашнего. И каждый день опираться на лучшие моменты жизни, благодаря судьбу. По С. Кови сам метод синергии (создавать что-то новое путем совместных усилий, искать единомышленников) При этом мыслить в духе обоюдной выгоды и стремиться сначала понять, потом быть понятым , что является очень актуальным в нашем современном мире, ведь образовательный процесс это взаимодействие педагога и ученика, т.е. процесс творчества. И сама жизнь, есть наше ТВОРЧЕСТВО!