Элементарное музицирование

Ситникова Наталья Петровна
Музицирование – это комплексное понятие, в котором объединены все активные проявления детей: музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, а также эклектические формы, где виды музыкальной деятельности способны творчески гармонировать (импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация). 
Австрийский композитор и педагог Карл Орф в первой половине XX века создал систему детского музыкального воспитания и изложил ее в 5 томах «Шульверка». Основная идея «Шульверка» – воспитать личность ребенка через воспитание чувств и заложить прочный фундамент подлинной музыкальности, воспитать человечность в маленьком развивающемся человеке! Своё начало система К.Орфа ведёт от Песталоцци и его стремления развить творческие способности и самостоятельность мышления ребенка («Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь».
Прогрессивные идеи немецкого композитора и педагога К.Орфа:
всеобщее музыкально-творческое развитие
детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности
связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
К.Орф был убеждён, что детям необходима своя особая музыка, предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Элементарная музыка связана с движениями, танцем и словом, в нее надо включаться не как слушатель, а как участник. Эта музыка близка детям. Она объединена с небольшими хороводными формами, остинато и с простым видом рондо. Нисходящая терция «терции кукушки», попевки на двух ступенях в мелодии стали отправными пунктами. Речевой основой стали считалочки и простейшие детские песни, имена детей. Элементарная музыка опирается на национально-народные истоки.
Обучая детей навыкам коллективного музицирования, К.Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” - состоящее из элементов). Понятие «элементарное» важно понимать как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.
Идея элементарного музицирования заключена в неразрывном соединении речи, пения, движения, игры на музыкальных инструментах при свободном и радостном общении с музыкой.