Особенности детей младшего возраста

Заиченко Мария Владимировна

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи обращают внимание на кризис «трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство и осуществление своих требований. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого – поддержать стремление ребенка к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Надо помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности воспитатель помогает освоить навыки, способы, приемы действий, показывает пример поведения и отношений. Постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.

К концу младшего дошкольного возраста, начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком. Это обязательное условие организации жизни в младшей группе.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и имитационным играм, к парным поручениям. Ежедневно в группе организуются разные формы общения детей между собой и разные игровые действия.

В младшем дошкольном возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того, чтобы ребенок много учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям.

Воспитатель показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим. Помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявления яркого эмоционального состояния людей.

Дети 3 – 4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшие условия их развития. Поэтому, пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получал возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств, предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, творчестве. Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Задачи по воспитанию и обучению младшего дошкольника:

  1. Способствовать адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателями и детьми в группе.

  2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками.

  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающем мире, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сравнения, элементарного анализа.

  4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.

  5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояния других людей.

  6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогатить опыт игрового общения.

  7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества.