Семинар для педагогов «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольника».

Федораева Ольга Ивановна

Цель:  повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, привлечь  к активному осмыслению проблем влияния анимации на развитие детей, объединить усилия детского сада  и семьи в вопросах  развития ребенка.

Данный семинар может быть использован и для родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_multfilm.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Cеминар для педагогов

«Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольника».

Подготовила педагог-психолог

Федораева О. И.

 Цель:  повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, привлечь  к активному осмыслению проблем влияния анимации на развитие детей, объединить усилия детского сада  и семьи в вопросах  развития ребенка.

Предварительная работа:

  1. Провести  анкетирование родителей «Роль мультфильмов  в жизни моего ребенка».
  2. Подготовить презентацию.
  3. Организовать  выставку детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».
  4. Сделать с детьми мультфильм.

План.

  1. Упражнение «Продолжи фразу».
  2. Анализ анкетирования родителей «Роль мультфильмов в жизни моего ребенка».
  3. Просмотр видеоролика «Влияние мультфильмов на психику ребенка».
  4. Просмотр выставки детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».
  5. Рекомендации  «Как смотреть мультфильм».
  6. Премьера мультфильма «Наш детский сад».

 Ход:

 Упражнение «Продолжи фразу». Предлагаю Вам продолжить фразу «Мультфильмы  для меня  – это...».

Итак, «Мультфильмы  для меня  – это...».

Анализ анкетирования родителей «Мультфильм – друг или …» (Приложение № 1).

- Было проведено анкетирование среди родителей детей старшего дошкольного возраста.  В анкетировании приняло участие 35 родителей.

29 детей смотрят мультфильмы ежедневно, 4 ребенка – иногда (2-3 раза в неделю), 2 ребенка - редко. Родители запрещают смотреть детям мультфильмы:  страшные, зарубежные (непонятные герои), про монстров, аниме, глупые, фантастика,  с плохой лексикой и неприятными лицами, боевики, трансформеры, где говорят плохие слова, агрессивные.

22 родителя предлагают своим детям самостоятельно выбирать репертуар мультфильма, 6 родителей сами выбирают мультфильм для просмотра.

  Обсуждают с детьми просмотренный мультфильм (сюжет, поступки героев) -  17 человек, нет – 1, иногда - 17 родителей.  Все родители признают  ценность мультфильмов,  считают, что мультфильмы нужны для развития и воспитания детей. В анкетах  отметили, что мультфильмы расширяют кругозор, формируют нравственные качества и ценности, учат добру, самозащите, справедливости, развивают речь, воображение, а также как отдых после вечерних занятий в школе.

 - От 20 до 40 %  своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы – неотъемлемое средство его социализации.

Какие же мультфильмы смотрят наши дети? Презентация (слайды).

При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования  поведения:

  • Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • Внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
  • Подражание – следование примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции.

Однако, психологи утверждают, что далеко не все мультфильмы полезны для детской психики. Просмотр мультфильмов может оказаться опасным, так как дети не всегда могут  критически оценить поступающую информацию.

- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой ролик о том, как реагируют дети на «хорошие» и «плохие» мультфильмы.

Просмотр видеоролика «Влияние мультфильмов на психику ребенка».

- Какие чувства испытывали, когда смотрели  этот фильм?

- Какие мысли возникали?

        После просмотра предлагаю педагогам  обратить внимание на  выставку детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».  В выставке приняли участие 36 детей в возрасте 5-7 лет.

        -  Каждый день нам приходится  наблюдать, какими мультяшными  игрушками и как играют  наши  дети, что ребенок «вынес» из увиденного мультфильма. Тут и понимание сюжета, и эмоционального  состояния, и способность применить в жизни увиденные модели поведения. Следует отметить, что у дошкольника чрезвычайно развито подражание, а через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев мультфильмов.  Известный детский психолог В. С. Мухина отмечает, что «некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный  эталон в поведении».

Возникает вполне закономерный вопрос: «Как правильно смотреть мультфильмы»? Как  сделать так, чтобы мультфильм был  эффективным средством воспитания?

На государственном уровне своеобразным помощником родителей выступает федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010г., поправки-2012г.). Согласно данному закону, все продукты средств массовой информации (программы, фильмы, мультфильмы, реклама, журналы и др.) в обязательном порядке должны содержать данные о возрастных ограничениях. В целом этот закон действительно способен помочь взрослым в выборе мультфильмов, которые можно демонстрировать детям того или иного возраста. Но, к сожалению, он содержит и ряд двойственных моментов. Остается непонятным, кто должен проводить экспертизу продукта, т.к. в тексте закона даются два объяснения: либо специалист, обладающий соответствующими знаниями в области возрастной психологии, педагогики, физиологии, детской психиатрии, либо «производитель продукта», а это уже  совершенно другой уровень анализа. Ситуацию усугубляет и то, что по телевизору почти все мультфильмы маркированы знаком «6+», «12+». Мультфильмы, которые разрешены к просмотру детям дошкольного возраста («0+») можно встретить не часто. В этом случае родителям самостоятельно нужно подбирать мультфильмы для своего ребенка-дошкольника. 

        - Сейчас я хочу предложить вам сделать анализ  мультфильма: «Маша и медведь». Педагог делятся на две команды. Каждая команда получает схему анализа мультфильма и начинает работу. (Приложение № 2).

        Рекомендации.

Во-первых, просмотр мультфильмов  не должен превышать 30-40 минут в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, сначала читаем, потом смотрим. Чтение произведения предшествует просмотру мультфильма по нему. Книга –  первоисточник (за исключением книг по мультфильмам). Мультфильмы не всегда прямо следуют тексту, поэтому  сначала  лучше ознакомиться с оригиналом, а затем с его интерпретацией. Если мультфильм заметно отличается от самого произведения, т.е. поставлен «по мотивам», очень интересно обсудить с ребенком эти отличия: какие герои есть в мультфильме и отсутствуют в книге? как изменилась концовка? При чтении книги с опорой на картинки у ребенка работает воображение, тогда как мультфильм предлагает готовый видеоряд, и работа воображения блокируется. Поэтому лучше, дать ребенку возможность самому представить себе героев и сюжет книги, а затем предложить мультипликационный вариант.

         В-третьих, с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, тогда  у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.

         В-четвертых, не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Не стоит использовать «мультики» вместо няньки, повышать их привлекательность, отказывая в их просмотре в качестве наказания.

В-пятых, выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные мультфильмы. Преимущества их  очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное  изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, нравственные ценности (доброта, верность, смелость, дружба, любовь).

В-шестых, при выборе мультфильма, не стоит забывать о возрасте вашего ребенка, потому как «всему свое время». Да, дети могут многое смотреть, но при этом не понимать, что происходит на экране. Поэтому лучше, показывать мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

И последнее, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим ребенку немного нашего внимания!

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра  мультфильма, какой опыт он получит,  зависит от взрослых. В наших руках вырастить детей воспитанными, образованными, любящими и почитающими родителей. 

        Премьера мультфильма «Наш детский сад».

         - А сейчас я хочу вам показать мультфильм, который мы сделали с ребятами подготовительной группы № 4 «Наш детский сад».

Рефлексия. 

Литература и источники.

  1. Тимошина И.Н., Морозова А.В. Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка - Справочник педагога-психолога № 5, 2013.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/01/23/roditelskoe-sobranie-vliyanie-multfilmov-na-razvitie

  1. https://www.youtube.com/watch?v=qSUDWrDzvqQ

Приложение № 1.

АНКЕТА для родителей «Мультфильм – друг или  …???»

Возраст Вашего ребенка______    

Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребенок? Укажите названия любимых мультфильмов Вашего ребенка:

 

Какие мультфильмы Вы запрещаете смотреть своему ребенку? Почему?

Какие функции на Ваш взгляд выполняет мультфильм при воспитании ребенка?

Как часто Ваш ребенок смотрит мультфильмы дома?

  • часто (ежедневно)
  • иногда(2-3 раза в неделю)
  • редко

Как выбирается репертуар для показа

  • по желанию ребенка
  • по своему выбору

Обсуждаете ли вы просмотренный мультфильм с детьми (сюжет, поступки героев)

  • да
  • нет
  • иногда

Приложение № 2.

Схема анализа мультфильма

Название мультфильма:

Критерий

Ответ

Скорость предъявления видеоряда:

  1. плавная и медленная смена кадров;
  2. скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);
  3. постоянная и быстрая смена кадра

Количество и влияние спецэффектов:

  1. спецэффектов нет, либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;
  2. умеренное количество спецэффектов, некоторые из них вызывают сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и прочее);
  3. большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и прочее)

Изображение героев:

  1. естественное изображение всех героев;
  2. некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины этих изменений;
  3. изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены

Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям дошкольников:

  1. полное соответствие – детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;
  2. некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых;
  3. полное несоответствие – действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения

Характеристика речи героев:

  1. темп речи не быстрый, есть  интонационные паузы, голос героев приближен  к реальным, разборчив;
  2. у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;
  3. темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив

Доступность содержания речи для героев:

  1. содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;
  2. некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми;
  3. содержание речи недоступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослым

Проявление агрессивных действий:

  1. герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;
  2. присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;
  3. частая демонстрация агрессивных действий героев

Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:

  1. герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»;
  2. не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;
  3. герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки не объясняются

Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев:

  1. откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности;
  2. откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной;
  3. демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев

Образовательная функция:

  1. при просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике;
  2. в  мультфильме нет явного акцента на образовательной функции;
  3. сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции. Но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений

Воспитательная функция (морально-нравственная основа):

  1. герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло»;
  2. есть  разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствие с моральными нормами;
  3. поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла»

Сумма балов:

Интерпретация результатов

11-16 баллов. Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои такого мультфильма имеют естественное изображение, их речь ясна, агрессивные действия сведены к минимуму. Сюжет мультфильма понятен и доступен детям дошкольного возраста. Данный мультфильм ребенок может смотреть как самостоятельно, таки вместе со взрослым с последующим обсуждением.

17-24 балла. Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста совместно с родителями, т.к. некоторые сцены могут вызвать у ребенка вопросы, требующие объяснения. Данный мультфильм можно считать скорее средством развлечения, нежели обучения и воспитания. Просмотр такого мультфильма должен быть ограничен во времени, обязательно обсужден со взрослыми.

25-33 балла. Мультфильм не рекомендуется к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет такого мультфильма не ясен для детей-дошкольников, изображения героев далеки от естественного вида, их речь быстра, непонятна. Мультфильм оказывает негативное влияние на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.